Политика и школа

Название публикации: Политика и школа
Газета: Свободная Пермь
Дата: 02.02.1918.
Номер выпуска: 7.
Страница(ы): 2
Автор: Дино-Эль.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Партия народной свободы, политическое воспитание, школа.

Текст публикации

Политика и школа

*) Редакция оставляет за собой право не соглашаться с автором по некоторым вопросам.

Больной и остро поставленный вопрос, особенно в последнее время, когда социалистический абсолютизм снова начинали проглядывать над школой те же эксперименты […]  и абсолютизм «буржуазии». Как в свое время министр Уваров проектировал незаметным способом .уловить умы учащихся в пресловутые сети «православия. самодержавия и народности», так теперь шалун Толя Луначарскій стремится создать социалистическую педократию.

Живая педагогическая мысль и прежде посильно боролась с «Уваровщиной» и школе, она и теперь должна всячески вооружаться против:: «Луначаровщины» в бой.

Дело политического воспитания должно быть оздоровлено, спасено от тлетворного дыхания полицейского государства, будь это во времена Романовские иля Ульяновские, ибо фактическая сторона того и другого самодержавия совершенно одна и та же. Но это именно должно быть только оздоровление, а но всецелое искоренение политики из школы.

Оставить школу вне политической жизни не только невозможно фактически, но и безусловно вредно.

[…] Оторвать его от политики, это значило бы запретить посещение митингов, закрыть глаза и уши от уличных движений, вырвать газету из семьи, отдалить учащегося от политически! разговоров и т. п. Ведь, все это, перечисленное, есть именно то, что в самом широкой смысле объединяется категорией «политика», и мне совершенно не представляется путей,’ которым можно бы учащегося изолировать от всего этого. Остается естественный путь— путь здорового приспособления к жизни. Современная жизнь выдвинула еще несколько фактов соприкосновений учащегося с политикой. На первом месте здесь вопрос заработка. Всем известна работа учащихся в партиях во время предвыборной агитации; расклейка плакатов, работа по рассылке и разноске литературы в т.д, и т. п. В настоящее время учащиеся вынуждены искать заработка в редакциях партийных газет. Я это отношу также к участию, учащихся в политике, ибо далеко не без различно, сотрудничает ли учащийся на пользу какого нибудь «Пролетарского Знамени» или работает действительно на пользу партийной демократической и социалистической газеты. И к чести учащихся надо отметить их вполне сознательное отношение к делу своего заработка: так называемый большевизм никакими посулами ее может завербовать учащихся в свои сотрудники. А я определенно знаю что вопрос о поступлении в коневую гвардию пред некоторыми из учащихся старших классов вставал во всей своей «привлекательности» и даже почти неизбежности.

Правда, передают, что одним из комиссаров в Казенной Палате состоит девочка гимназистка 4- го класса, но дескать, а та лишь «бывшая гимназистка».

Помимо, заработка, гораздо существеннее и заметнее политическая роль учащихся в глухих деревнях. Есть уголки, где шестиклассник реалист или гимназист является единственно просвещенным человеком не только на одну, но иногда на две на три деревни. Мне известны случаи участия учеников старшеклассников в волостных комитетах, в избирательной работе, в просветительных отделах, кооперативах и т. д. и т. п. Имеющаяся в моем распоряжении анкета, сделанная в девяти старших классах местных учебных заведений, дает массу случаев такой культурно-просветительной и организационной работы учащихся в деревнях.**) И все это заслуживает самого лучшего приветствия. Если сюда прибавить еще факты, когда в семье единственные читателем и интерпретатором газеты является девочка, ученица второклассной школы, то вопрос о невозможности изолировать учащихся от политики, вряд ли вызовет сомнения. Я все же останавливаюсь на нем, потому что не только в среде безжизненных доктринера, но даже со стороны самих учащихся старших классов приходится слышать резкие возражения против того или иного активного-участия учащихся в политической жизни.

При таком положении дела перед педагогом остается только вопрос о том, какие бы лучшие формы в какое бы наилучшее содержание дать этому политическому сотрудничеству назовем его так—учащихся.

Но дело обстоит далеко не только в виде приспособления в необходимо давнему. Я лично считаю активное сотрудничество учащихся в политической работе одним из здоровых и полезнейших факторов воспитания.

Бессмысленно требовать от всех учащихся участия в общественной работе, но кому «много дано», те еще с ученической скамьи должны приобщаться в работе на благо всей страны, ибо в широком смысле «политику» я только я понимаю так, как работу, маленькую или большую, за благо своей родины). И не считаю нормальным ту форму участия учащихся в политике, которую мне пришлось наблюдать нынче осенью в Москве. На Х-м съезде партии Народной Свободы в числе делегатов невольно обращал на себя внимание один юноша, достаточно развитой для своих 17 лет, прекрасно разбиравшийся не только в вопросах партийных программ и тактики, но даже в перепетиях тогдашнего политического безвременья. Я искренно завидовал его усердию и вниманию, с которым он участвовал в работах съезда. И чувствовалось, какое нервное напряжение испытывает его хрупкий организм, когда в иные дни на некоторых из вечерних заседаний приходилось засиживаться до самой поздней ночи. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что этот мальчик—делегат ученической фракций партии народной свободы в одной из провинциальных губернских городов. Потом я узнал, что их ученическая фракция насчитывает до 300 членов и что она вошла уже в общение со столичными ученическими фракциями. В будущем предполагается создать ученическую фракцию во всероссийской масштабе.

Не возражая по существу против ученических партийных группировок, в частности же такую интенсивную работу ученика я назвал бы все-таки опасной роскошью, излишеством, чтобы не сказать больше. Вообще опасность преувеличения или, точнее, «переувеличения» всегда грозит во всех юношеских предприятиях.

Итак, необходимость нормировки, организации в рассматриваемой сфере школы является фактом неоспоримым и неотложным. И тут я бы наметил два пути: один теоретический, другой—практический.

В целом большей политической подготовки учащихся необходимо расширить программу тех наук, которые теснейшим образом служат делу политического воспитания. Сюда я отвожу законоведение, историю в отечественную географию. Первое можно бы усилить в сторону права и государствоведения. В историю внести больше сведений об освободительном движении, повиваемой в самом широком смысле: история освободительных идей и истории революционных движений. Географию ближе поставить к родиноведению в обширном смысле слова.

Помимо усиления предметов существующих, необходимо ввести элементарный курс политической экономии. Среди интеллигенции, даже окончившей университеты, встречаешься с изумительным невежеством в этой области.

Вышенамеченный путь я назвал бы теоретическим. Возможен еще путь практической политической подготовки учащихся. Здесь на первом месте стоит конечно, школьное самоуправление, которое, в счастью все больше в больше прививается. Уже на страницах и местной прессы не раз говорилось о значении гражданского воспитания учащихся при самоуправлений, так что считаю возможным на него лишь указать.

Быть может, с некоторой натяжкой, но также к практической стороне я бы отнес устройство эпизодических лекций для учащихся на политические темы. Но примеру школ американских и английских было бы чрезвычайно полезно систематически устраивать политические собеседования с учащимися по важнейшим вопросам текущей государственной жизни. Сейчас вы все в один голос возмущаемся легкомыслию танцующей молодежи, но, по совести говоря, пытался ли хоть один из нас систематически посвящать учащихся в ту государственную разруху, которую произвели германские выходцы.

Наконец, последнее, что я отнесу в политическому воспитанию, это—необходимость ознакомления учащихся старших классов с партийными программами. Оставить вне внимания будущих граждан такой крупнейший фактор государственной жизни, как политические партии, я бы счел невозможным.

На первый раз это и все, что я хотел бы высказать по задетому вопросу.

Во всяком случае, вопрос о политич. воспит. юношества настолько серьезный, что его давно бы надо поставить в поле педагогического зрения.

Удивительнее всего то, что ни один из педагогический журналов послереволюционного периода не дал по этому вопросу ни одной статьи. Ужели уже так сразу нам наскучила политика до отвращения. Не страшно ли это?

Дино-Эль.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003