Пермь 26 Июля

Название публикации: Пермь 26 Июля
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 26.07.1916.
Номер выпуска: 162.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Россия, война.

Текст публикации

Пермь 26 Іюля.

Война и подъемъ правосознанія.

Одной изѣ цѣлей побѣды надъ Германіей является утвержденіе на зомлѣ силы права, вм’ѣсто права силы, провозглашеннаго тевтонствомъ. Германія выступила съ анархическими покушеніями на правду и справедливость; она, подбоченившись, хотѣла нанести ударъ національной самобытности пародовъ Европы, той самобытности, которая въ теченіе вѣковъ наслаивалась и выразилась въ опредѣленныхъ формахѣ общественности и международныхъ отношеній. с .
Для нея правовая нрішода національной личности перестала играть роль цѣнности, которой надо дорожить, Въ этомъ отношеніи къ правамъ народностей, къ нхгь цивилизаціи, къ ихъ госу- дарственирімъ устоямъ скрыты причины всѣхъ злоупотребленій, которыя были проявлены Германіей во время войны.
Коготокъ увязъ,—всой птичкѣ про- п аст ь, —то в ода гь русская пословица, Въ Германіи назрѣли настроенія противъ чужого права на существованіе, они развернулись и дали картину безудержнаго цинизма. Но нѣмецкій цинизмъ побудилъ пароды Европы еще крѣпче ухватиться за своц правовыя реликвіи, защищать ихъ до послѣдней капли крови и такимъ образомъ германское варварство должно было- повести къ росту правосознанія въ странахъ согласія. поднявшихся, какъ одинъ человѣкъ, для противодѣйствія іразбоііішчь- имъ гнѣздамъ—центральнымъ державамъ.
Вось смыслъ цивилизаціи заключается въ преодолѣніи природной стихіи. въ подчиненіи началамѣ совѣсти, гошмамъ морали біологическихъ законовъ борьбы за существованіе.
Эта подчиняющая сила представляется правомъ, является орудіемъ въ рукахъ государства для урегулированія естественнаго процесса жизни. Если бы
общественная жизнь была предоставлена самой себѣ, если бы въ пей господствовала игра инстинктовъ, то сильный давилѣ бы слабаго, каждый хотѣлъ бы отхватить отъ сосѣда наиболѣе жирный кусокъ, вовсе не заботясь объ ело> интересамъ.. Потому то и теоріи фантастовъ ‘ -соціологовъ, рекомендовавшихъ жить по природѣ, обанкротились: людское
существованіе внѣ. государственныхъ, нормъ въ силу однихъ капризовъ сталкивающихся общественныхъ единицъ должно вести къ вавилонскому столпотворенію
Долгій государственный и національный опытѣ пе только привелъ къ пониманію необходимости обузданія правовыми нормами людской воли, но воспиталъ въ людяхъ чувство права, тяготѣніе къ нему. Германія же, сплоченная внутри, представляется цѣлостной организаціей. идущей на борьбу съ правосознаніемъ и съ чѵлствомѣ права отдѣльныхъ націй. Не являются- ли такія побужденія чистымъ анархизмомъ или варварствомъ, что тоже?
Эгоизмъ варвара не считается сѣ нуждами и -со святынями окруясающихъ, онъ злорадно топчетъ ихъ для торжества своихъ инстинктовъ, и пусть для этого ему потребуется дисциплина, извѣстный методъ дѣйствій, опредѣленная нхъ система, .оиъ все же вышелъ изъ круга правовыхъ понятій, -созданныхъ человѣчествомъ.
Вѣдь вѣ такомъ же положеніи ц оказалась Германія. Она сорганизовала свою общественность, она разработала планъ своихъ милитаристическихъ дѣйствій, она тщательно распредѣляла свои силы и распредѣлила ихъ дисциплинированно. Но Для чего? Д.тщ того, чтобы наброситься иа сосѣдніе національные организмы, впиться въ нихъ коршуномъ. вѣруя,- что наскоки Хищника согласны законамѣ природы и что они вѣнчаютъ культъ силы.
Въ такихъ настроеніяхъ, составляющихъ основу германскаго міросозерцапія. нельзя пе почувствовать сатанинскаго смѣха по поводу всего добра н блага, тысячелѣтіями нагромождавшагося міромъ. И міръ долженъ былъ собрать всю свою обороноспособность, которая отлилась въ правовомъ чувствѣ.
Подъемъ этого чувства, подъемъ правосознанія—результаты германскаго Нападенія. Поведеніе Германіи является злой насмѣшкой над*ь тѣми космополи- пшескими доктринами и въ частности надъ, такъ называемымъ, научнымъ соціализмомъ, которые пестовались въ кабинетахъ нѣмецкихъ филистеровъ. Германія оторвалась отъ-цѣпи народовъ, рѣзко обнаружила свою отчужденность отъ нихъ. И сдѣлали это не одни прусскіе юнкера, не одни шовинисты аграріи, а сдѣлалъ это весь народъ, всѣ ѳрр соціальныя группы и тѣ изъ нихъ, которые постоянно утверждали, что интересы рабочихъ всего міра солидарны.
Различные Зюдекѵ.мы, Шейдеманы сожгли сразу все. чему раньше поклонялись. Какъ же, это. однако, случилось? Не чудо ли это?
Какъ же марксизмъ, въ теченіе десятилѣтій разбухавшій въ Тевтоніи и имѣвшій нелѣпыя поползновенія закинуть свои сѣти на всѣ капиталистическія государства, нашелъ въ одинъ прекрасный депь такихъ ретивыхъ могильщиковъ среди тѣхъ, для которыхъ онъ былъ кумнромъ-
Чѵда тутъ никакого пѣтъ. Германскій «космополитизмъ» во всѣхъ его многообразныхъ проявленіяхъ былъ лишь средствомъ для тевтонскаго насильника для того, чтобы подчинить своему вліянію экономическую и культурную жизнь сосѣднихъ странъ. Это особый видъ космо.

полптизма подготовлявшій нанесете
ѵпара въ еппвѵ Европѣ.
ГР, лучшемъ слѵчаѣ нѣмецкій марк- ензмъ—просто теоретическая бирюлька, нѣчто вродѣ шалости, занимавшей умы рабочихъ д ѵченыхъ Германіи. Но она была отброшена какъ только заговорила кровь германскаго варварства, кровь. коырая хотѣла затопить правосознаніе вселенной. Но знамя права высится надъ странами согласія: великая евро пейская война углубляетъ, повышаетъ удѣльный вѣсъ еозпаяія своихъ правъ со стороны государствъ и національностей. борющихся съ Германіей.
Война отбросила, какъ негодную ветошь, представленіе о правѣ, которое достигается путемъ классовой борьбы: она показала всю безсмыслицу вражды соціальныхъ группъ и всю цѣнность ихъ содруягества въ одномъ національномъ организмѣ. Къ этой мысли теперь пришли такіе непримиримые защнтпи- ки соціальной борьбы, какъ французъ Густавъ Эрве.
Въ одной изъ своихъ газетныхъ статей онъ говоритъ: «Мы видимъ, что весь прогрессъ, все спасеніе въ сотрудничествѣ классовъ внутри націи. Когда еще болѣе будетъ необходимо «священное единеніе» между классами и между людьми, какъ-не на второй день послѣ нынѣшняго катаклизма, безпримѣрнаго въ исторіи человѣчества! Сколько руинъ придется реставрировать! Сколько ранъ залѣчить, съ какими нуждами справиться»!
Война вызвала подъемъ правосознанія ц правосознанія національнаго.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003