Пермь 25 декабря

Название публикации: Пермь 25 декабря
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1917.
Номер выпуска: 40.
Страница(ы): 7, 8, 9
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Германия, Россия.
Ключевые слова: Мир, мир с Германией, отказались от мира.

Текст публикации

Пермь 25 декабря.
Кате бы черные дни ни спускались над головою люзей, какая бы темная, безпросветная ночь не царила-вокруг, сердце человеческое не „перестает верить
и надеяться…
И при великом страданш и в самую глухую полночь оно чует приход, „солнца правды”.
Бьет двенадцатый час, и тьма уступает место
разсве.ту!
Не случайность, что праздник света и спасешя— день рождешя легендарнаго Божественнаго Младенца Христа npiypoHeH к тем зимним дням, когда только что бывает пройдена грань самых длинных ночей и самых коротких дней…
G воцарешем зимы ночь становится все длиннее и длиннее и, наконец, совсем останавливается.
Но эта поб Ьдд тьмы—только один коротшй миг; за останов’ ой ночи, через’ мгновеше, следует новое, хотя и робкое усилеше дня (на „воробьиный шаг”, как говорит народ).
И в этот полночный час, в час поворота солнца на лето, по словам хриспанской легенды, ангелы поют на небесах: „слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей—благоволеше”.
Пусть на земле идет дикая братоубшственная война, свершаются безсмысленныя уб1Йства, грабежи, обыски, аресты и люди равнодушно проходят мимо несчастий, не думая о Том, Кто родился в Яслях, за городом, чтобы идти в Mip с проповедью братства и любви…
Пусть среди Mipa жестокой грубой действительности кажутся далекими, чужими, горько звучащими слова небесной песни о братской любви между людьми, о единенш народов, о сл1янш всех во имя одного— общечеловеческаго идеала…
Пусть сегодня разбит этот велитй идеал и струится невинная кровь,..Во время войны не заглушено общечеловеческое чувство… За заревом пожаров, убШств, грабежей мы видим звезды, который и раньше освещали нам путь. ОнЬ не потухли эти звезды демократш всего Mipa. Пусть на время люди сбились с пути,—но звезды горят в вышине, и по ним мы выйдем на дорогу.
Мы должны бы быть в великой радости от первой вести о мире… Еще год тому назад Гермашя предлагала мир в< юн щвм народам.
Но как не велико это слово „мир”—Германш ответили тогда „нет“!..
Ибо все знали тогда и все это чувствовали, что тот мир, который несет на своем штыке жестокш враг победитель—это не есть мир _и тишина, благотворная для труда, и в германском мире н’Ьт искренности братскаго чувства. У.
И народы сказали нет!.. „Нет” для того, чтобы восторжествовала правда—право малых порабощенных народ-в на сушегтвоваше.— Нет! для того, чтобы на безконечно далекгя времена царил между народами мир, прочный и радостный. Нет для того, чтобы мирным культурным путем шло человечество к со-
ьРтжттъ
КЩШШШЫ.
гтщ
Пермь 25 декабря.
Кате бы черные дни ни спускались над головою люзей, какая бы темная, безпросветная ночь не царила-вокруг, сердце человеческое не „перестает верить
и надеяться…
И при великом страданш и в самую глухую полночь оно чует приход, „солнца правды”.
Бьет двенадцатый час, и тьма уступает место
разсве.ту!
Не случайность, что праздник света и спасешя— день рождешя легендарнаго Божественнаго Младенца Христа npiypoHeH к тем зимним дням, когда только что бывает пройдена грань самых длинных ночей и самых коротких дней…
G воцарешем зимы ночь становится все длиннее и длиннее и, наконец, совсем останавливается.
Но эта поб Ьдд тьмы—только один коротшй миг; за останов’ ой ночи, через’ мгновеше, следует новое, хотя и робкое усилеше дня (на „воробьиный шаг”, как говорит народ).
И в этот полночный час, в час поворота солнца на лето, по словам хриспанской легенды, ангелы поют на небесах: „слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей—благоволеше”.
Пусть на земле идет дикая братоубшственная война, свершаются безсмысленныя уб1Йства, грабежи, обыски, аресты и люди равнодушно проходят мимо несчастий, не думая о Том, Кто родился в Яслях, за городом, чтобы идти в Mip с проповедью братства и любви…
Пусть среди Mipa жестокой грубой действительности кажутся далекими, чужими, горько звучащими слова небесной песни о братской любви между людьми, о единенш народов, о сл1янш всех во имя одного— общечеловеческаго идеала…
Пусть сегодня разбит этот велитй идеал и струится невинная кровь,..
вергиенству, к тому счастливому времени, когда невозможно будет насгше когда невозможна будет зависть, когда у всех людей будет ясное мирное настроена, когда действительно настанет „на земле мир, в человецех—благоволете“.
Д„,я этого далекаго счастливаго времени принесены велиюя жертвы войны; для этого страдаем мы теперь от тяжелой жизни. Не для нас, а для детей наших.
Нет у нас радости и от новых, сегодняшних извести о перемирш и мире на одной только линш великой войны… О мире русской демокрагш с немецкими императорами, виновниками войны.
Опять пред нами не мир всего Mipa, а только победныя слова врага над слабым противником…
Нет искренняго слова со стороны воюющих народов и нет мира среди нас. среди охваченных заревом тянаго пожара сел и городов Россш.
Между тем только это слово спасет страну от гибели; слово искренней святой любви, слово благо- датнаго одушевлежя так нулшо нам теперь в тяжелую годину войны, голода, грабежей и взаимной ненависти и взаимнаго непонимашя и отчуждешя…
Необходимо, чтобы это слово дошло до каждаго дома, до каждой хижины деревенской, до каждаго рус- скаго мужицкаго чистаго сердца.
Кто это слово скажет, тот начнет истинное народное строительство; в этом слове—спасете родины!..
Где новый Христос, где новый Спаситель Mipa?
Во всяком случае этот спаситель не придет из Германш.
Страдает, верит и надеется сердце человеческое…
Чем мрак темнее, тем ярче далешя звезды…
Страдаше и плач тысяч и миллюнов порождают великую печаль и боль даже в холодных сердцах, ибо только во тьме страдашя ярко горит и сверкает свет любви и мплосерд1я…
И кровью своею израненнаго сердца, брошеннаго в огонь и скорбь братоубийственной войны, русскш народ приближается к тем, кто раньше боролся и кто будет бороться за великое знамя общечеловеческаго равенства, права и гражданской свободы.
Мы видим, катя глубошя раны причинила война на теле нашей несчастной родины, мы видим, катя изменешя вызывает она в жизни всего стараго Mipa. И для нас ясно, что после войны не должно быть возврата к тем услов1ям, при которых созрела нынеш-няя катастрофа, при которых возможны тайные замыслы на тишину и спокойный труд народов со стороны немецких императоров, австр1йскмх купцов, фабрикантов и прусских помещиков.
Рано или поздно силы, зажепшя хчровой пожар, найдут свой конец в волнах вызваннаго ими всехпр- наго пламени,—кашя бы ухищретя они теперь не делали в переговорах о „мир-Ьи с народными комиссарами.
Мы стоим у рубежа исторш. И как ни далек светлый день истиннаго мира, мы уже теперь можем видеть его,—как видели евреи землю обетованную, прежде чем вступили в нее.
Тяжелы пережитые годы, ужасны переживаемые месяцы и дни. Быть может, хуже то, что ждет нас впереди. Но это конец того, что должно умереть…
С этою мыслью, с этими чувствами вступаем мы, быть может, в роковые месяцы для родины, когда так
низко опустилось наше небо.—над землей повисло…….
Сердце человеческое верит и надеется…

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003