Пермь, 22 декабря

Название публикации: Пермь, 22 декабря
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 22.12.1915.
Номер выпуска: 330.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Международные отношения.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Россия, Турция, война, славяне, славянофильство.

Текст публикации

Пермь, 22 декабря

Излом славянофильства

В наши дни когда злорадные скешіщки твердитъ о крушеніи славянской идеи, крикливые пессимиста трезвонятъ о кризисѣ славянофильства, когда даже бывшіе славянофилы умолкаютъ передъ тяжестью балканскихъ разочарованій, слѣдуетъ опредѣленно ‘и ясно поставить вопросъ о живучести славянскаго племени и о пригодности его для міротворческой созидательной работы. Конечно, трагизмъ балканскихъ событій, развернувшихся въ какіе нибудь два мѣсяца съ кинематографическою быстротою, можетъ сбить съ толку людей близорукихъ. «Молніеносность ударовъ» потому и считалась важнѣйшимъ орудіемъ въ арсеналѣ германской политической стратегіи. Но для холоднаго наблюдателя исторической жизни народовъ иі особенно дѣйствительнаго знатока судебъ славянства яослѣлнія явле- _яія__на Балканахъ не даютъ повода къ |
тѣмъ нотамъ отчаянія, которыя стали слышаться даже въ славянофильскихъ
выступленіяхъ.
— «Все славянство не стоитъ и понюшки табаку!»—раздалось въ австрійскомъ парламентѣ изъ польскихъ устъ въ 1867 году… Эта оцѣнка была сдѣлана въ самый годъ .московскаго славянскаго съѣзда. подготовившаго освобожденіе Болгаріи.
— «Славянство—ѳто племя каріатидъ»,—сказалъ Бисмаркъ въ 1886 году, намѣтивъ Фешинанда Кобургскаго на болгарскій престолъ, а со времени воцаренія Вильгельма II во всей нѣмецкой политической литературѣ иначе на славянъ не смотрѣли, какъ на «навозъ и подстилку» для нѣмецкой культуры.
| Какъ славяне талибскіе и поморскіе удобрили нивы для взрощенія сверхчеловѣческой прусской расы, такъ славяне ТТо’унавья, Поднѣпровья, Поволжья должны разрыхлить почву для взрощенія еще болѣе могучей новой расы, «десять заповѣдей» для которой чертаетъ на скрижаляхъ самъ «Моисей нѣмечества»— Вильгельмъ И.
і Сознаніе пруссаковъ и австрійскихъ •нѣмцевъ, не могущихъ забыть того, что они не чистые «племенные» германцы, і вродѣ швабовъ или готовъ, шведовъ,
I датчанъ, норвежцевъ, голландцевъ, а : помѣсь со славянами, и даетъ объясненіе ихъ непомѣрной алчности. Они полага- і
ютъ. что разъ онѣмеченіе удалось на Лабѣ, Одерѣ и отчасти даже Вислѣ, разъ ба- . вонскіе замки усыпали устья Зап. Двины, то почему же это не удастся на Балканахъ и на Востокѣ.
И услужливые историки, вродѣ Трейч- ке, Лампрехта. Дена, Гаосе, Енча, выдумали историческія права нѣмцевъ на при- цгіѣпровскія. прйднѣстровскія и ирщу- : тайскія земли. Имъ пришлось лля этого заглянуть въ отдаленныя времена до пе- ; реселенія іяародоьы. Странствія германцевъ имъ пришлись по сердцу и ода заявили. чтя гдѣ бы хоть нѣсколько лѣтъ не пребывали германскіе народы, вро:ѣ остро готовъ, визигстовъ, вандаловъ, лан- гопардс’Въ и т. д., все это должно стать и въ настоящее время нѣмецкимъ. За одно, къ нѣмецкимъ племенамъ они при- . Завили даже и не нѣмцевъ, благо трудно ‘ доказать происхожденіе какихъ нибусь кимвревъ шли гетвджь.
Этотъ размахъ свидѣтельствовалъ, что і мысль нѣмецкихъ политическихъ лисате- ; лей перешагнула степень простого національнаго сознанія и достигла динамической силы. Даже такіе умы, какъ норвежецъ Бьернсонъ и отчасти Ибсенъ, въ по- , илѣдніе годы увлекались пангерманизмомъ, а сыновья этихъ писателей въ настоящее время унизились до роли простыхъ агентовъ прусскаго правителг>ства гл. скалдипаьскихъ странахъ.
Ничего подобнаго нельзя сказать о славянскомъ сознаніи. Достаточно ознакомиться съ тремя томами научнаго изслѣдованія покойнаго профессора чеха Прр- волъфа «О взаимныхъ связяхъ славянскихъ народовъ» за первое тысячелѣтіе ихъ исторіи, чтобы убѣдиться, какъ слабо это сознаніе выступало въ отдѣльные періоды исторіи всѣхъ славянскихъ вѣтвей.
Мы можемъ говорить объ исторіи чеховъ, поляковъ, болгаръ, сербовъ, хорватовъ, словенцевъ и словаковъ, объ исторіи онѣмеченныхъ, огреченныхъ и ору- • мыленныхъ славянъ, но говорить о славянской исторіи, конечно, еще нельзя.
Вся тысячелѣтняя исторія отдѣльныхъ славянскихъ народовъ была періодомъ только зарожденія славянской идеи. Нынѣшняя война—это періодъ родильныхъ потугъ славянской идеи. Только теперь проблема, славянской взаимности .ставится опредѣленно, какъ политическая идея, нужная не только для сохраненія самаго славянскаго племени, но и необходимая западно-европейскимъ народамъ для сохраненія рассоваго равновѣсія во всемъ человѣчествѣ.
Тѣ самые французы, которые во времена Наполеоновъ І и III съ такою ненавистью. выступали противъ славянской идеи, которые привели попытки нашей дипломатіи къ осуществленію этой идеи на Прокрустово ложе вѣнскаго и парижскаго трактатовъ, въ настоящее время поняли, что существованіе Франціи и гогосударственная
ея независимость зависитъ отъ осуществленія славянскаго союза на востокѣ Европы.
Тѣ же самые англичане, которые помѣ- ! шали овладѣнію нами проливами тогда,
! когда намъ ихъ предлагалъ Наполеонъ I въ 1807-г- и послѣ адріанопольскаго мира въ 1833 г. и на парижскомъ конгрессѣ и особенно послѣ балканской освободительной войны, на ‘берлинскомъ конгрессѣ, должны въ настоящее время проливать кровь своихъ сыновъ на Балканахъ во имя осуществленія той славянской идеи, противъ которой выступали лорды Пальмерстонъ и Биконсфильдъ. Ног.ыя поколѣнія англичанъ, поняли, что івъ рукахъ Россіи Царьградъ является
лучшимъ залогомъ сохраненія могущества Англіи на моряхъ и спокойнаго обладай шя ея обширными колоніями.
Вотъ на какихъ міровыхъ основахъ становится теперь славянская и:ея. Поэтому славянскихъ мыслителей не безпокоятъ временныя неудачи въ славянскомъ строительствѣ, проистекающія отъ неумѣлыхъ .-рукъ дипломатіи.
По отношенію къ слаіЕяніокой идеѣ можно въ настоящее время съ большимъ правомъ, чѣмъ когда либо, сказать галилеевское: «Крриг ві шопге», т. е. «вселаки движется».

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003