Пермь, 1 марта

Название публикации: Пермь, 1 марта
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 01.03.1915.
Номер выпуска: 58.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, Россия, война, секты.

Текст публикации

Пермь, I Марта.

Немцы и сектантство в России

Какъ мы уже говорили щѣкоторое время тому  иивадъ, война, открыла намъ глаза ш мнюгое ипоказала, въ какой ужасной экономической я даже политической зависимости мы находились оігь нѣмцевъ. Много и писалось .вообще на эти темы, но совершенно обойденнымъ оказался одинъ вопросъ, едва-ли не самый тяжелый,—(вліяніе (германизма ва нашу .религіозную жизнь и его разрушительное дѣйствіе яь этой областей.
Мы имѣемъ яь виду ^насажденіе нѣмцами сеісталтства въ Россіи.
Въ короткую газетную статью не входить, конечно, задача изслѣдованія >щю- шхшвдогаія сектантства: оно старо, вд> широкомъ смыслѣ слова, какъ человѣчество.
Обращаясь къ сектантству яь Россіи, отмѣтимъ лишь, что чисто русскіе сектанты или раскольники иь свое .время от- дѣлишись оть православія исключительно по соображеніямъ догматическимъ иля обрядовымъ, т. е. на началахъ религіозныхъ. Элементъ политическій и соціаль- кый вообще былп> чужда духу русскаго раскола, хотя нѣкоторыми сектами (напр., мтошшами) евангельское равенство и толковалось яь смыслѣ равенства гаолищиче- окаго и соціальнаго, исключавшаго понятіе о власти и подчиненіи.
Но въ девятнадцатомъ столѣтіи яь предѣлы Россіи былъ занесенъ изъ Германіи рядъ сектѣ – іріжцоітлпгегшягеотго характера.
Эти секты не имѣютъ ничего общаго съ ученіями мистическаго свойства, проник- шими кп. намъ при Императорѣ Александрѣ I. |
Раціоналистическія секты или вовсе лишены догмъ, или догматическое ученіе ихъ не поддается точному опредѣленію, или, наконецъ, десятки разныхъ толковъ, воспринимаемые невѣжественнымъ и неподготовленнымъ населеніемъ, расплылись въ его массѣ, теряя свои особенности, но внося тѣми, не менѣе смуту и раздоры въ умы совращенныхъ праяослав- выхъ.
Изъ этихъ сектъ, занесенныхъ къ намъ изъ Германіи, надо прежде всего отмѣтить баптистовъ и штундистояь, а затѣмъ, адвентистовъ седьмого дня и т. д.
Вмѣстѣ съ тѣмъ перешедшій къ ніамъ изъ Германіи баптизмъ нельзя смѣшивать съ чистымъ баптизмомъ, возникшимъ въ ХУІІ столѣтія въ Англіи и подучившимъ затѣмъ сильное распространеніе въ Америкѣ.
Нашъ баптизмъ, или, какъ его называютъ, нео-баптизмъ появился въ Германіи .въ прошломъ вѣкѣ и первая его община была основана, яь 1834 году цгь Гамбургѣ, который и До сего времени остался центромъ нѣмецкаго баптизма. Чтобы показать, насколько увлеченіе баптизмомъ въ Россіи основано на политикѣ, а не на
оелигіи, надо упомянуть, ото въ Г’ерманіи баіптизмъ получилгь развитіе- главнымъ образомъ ®о время церковной реакціи 50-хъ годовъ и главною отличительною чеіртою его /было сшрицатѳлшпое Отношеніе къ оффиціальной лютеранской церкви, которую ‘баптисты іимеповалн «Вавилономъ».
Баптизмъ расінростраляется такъ легко и быстро потому, что главного своею зада- чею баптисты считаютъ. отклоненіе отъ вѣрующей церкви.
Что касается штундйэма, то онъ своею .родиною также считаетъ Германію и воз- іиик’ь яь (началѣ XIX яѣка ей. Нюрен- бергѣ. і
Обѣ секты начали пронимать яь Россію пешооредственно изъ Германіи іво (второй половинѣ прошлаго столѣтія и не подлежитъ сомнѣнію, «гго были занесены къ намъ нѣмцами колонистами.
Русскій штундиамъ абсолютно лишенъ догмы и, какъ говорить изслѣдователь этой секты, южно-рурская штунда «есть протестантство съ массою толковъ и свойственными каждой общинѣ признакамк. получошгыми отъ (вліянія баптизма., или братства «штущде», или гуттерства, или мшонитства и т. д.
Ударяясь івъ сектантство, папки, крестьяне довольствовались частями, клочками ученій разныхъ нѣмцевъ реформаторовъ, особенно назаряпъ, баптистовъ и пр.».
Родиною русской штущът являются кіевская и херсонская губерніи, гдѣ сектантство появилось яь каналѣ семидесятыхъ годовъ (именно .послѣ объединенія Германіи), сперва івъ .нѣмецкихъ колоніяхъ, а затѣмъ быстро распространилась, захвативъ яь настоящее время до 40 губерній и устремившись .въ1 послѣднее время съ особою силою на западную Сибирь.
Въ 1894 году Высочайше утвержденнымъ положеніемъ комитета министровъ ігггундпзмъ былъ признанъ «болѣе вредною» сектою, и въ отношеніи штуидистовъ и ихъ молитвенныхъ собраній были установлены ограничительныя мѣры, но затѣмъ послѣ 1904 года всѣ ограниченія были сняты и сектантство начало распространяться въ громандныхъ размѣрахъ.
Всякій расколъ самъ по себѣ, не касаясь уже религіозной стороны, вреденъ. Какъ бы то не было, онъ вноситъ раздвоеніе, раздѣленіе, раздоры и т. д. Въ Россііи- же, гдѣ Церковь и Государство составляютъ одно, гдѣ самое государственное бытіе покоится на религіи, гдѣ’ однимъ .изъ главныхъ устоевъ государства является церковь,—сектантство особенно вредно съ политической стороны. (
Разрушеніе православной церкви подтачиваетъ русскій государственный организмъ.
Мы говорили пока о всякомъ расколѣ. Но какбво-же сектантство, преслѣдующее чисто политическія задачи?
А именно къ такимъ сектамъ принадлежатъ занесенные къ намъ ивъ Германіи баптизмъ и штунднэмъ: первый, подобно молоканству, имѣетъ въ виду ооцалъныя задачи, а штундизмъ проповѣдуетъ со всею только возможного силою антимилитаризмъ.
При этихъ условіяхъ ясно, какой громадный вредъ наносить русскому государственному организму распространеніе разсматриваемыхъ сектъ и сколь оно является угрожающимъ для нашей государственной и военной мощи.
Теперь обратите вниманіе на то, что раціоналистическое сектантство появилось въ Россіи въ семидесятыхъ годахъ, послѣ Объединенія Германія, и появилось вмѣстѣ съ нѣмецкою колонизаціею, будучи несомнѣнно однимъ изъ звеньевъ нѣмецкой 44-хъ лѣтней работы, предшествовавшей нынѣшней .войнѣ.
| Какъ нѣмецкіе колонисты шгкшда не і теряли связи съ Германіей и, прикрѣпляясь І двойнымъ подданствамъ, оставались всегда : прежде всего германцами, такъ и русское і раціоналистическое сектантство никогда | не теряло связи >съ Германіей, почерпая | оттуда и людей и средства Для своей разру- • шктолытой работы.
I Затѣмъ не подлежитъ сомнѣнію, что сектантство проникло въ Россію не только случайно вмѣстѣ съ нѣмецкими колониста ми-, акта нтами, а было, особенно въ послѣднее время, искусственно насаждаемо въ Россіи разными германскими организаціями и общинами.
Эта дѣятельность проявилась въ Германіи особенно интенсивно въ теченіе послѣднихъ 1Ѳ лѣтъ.
іВъ 1908 году «-Всемірный Евангелическій Союзъ» ассигновалъ значительную чтмму на. учрежденіе въ Берлинѣ «Библейской школы», спеціально предназначенной для русскихъ сектантовъ.
Въ 1914 году императоръ Вильгельмъ пожертвовалъ 98,700 марокъ гамбургской баптистской семинаріи, івоептитывагощей сектантскихъ миссіонеровъ спеціально для Россіи. ;
Проживающіе въ Америкѣ нѣмцы-баи- і тистьі содержатъ спеціально для Россіи 13 ! миссіоиеровъ-нроповѣдниковъ.
Къ насажденію у насъ сектантства привлечены хаусдорфская семинарія и ште- глицкая женская миссіоперская школа., при чемъ послѣдняя преслѣдуетъ положительно политическія задачи, воспитаніе русскихъ сектантовъ въ духѣ германизма/ Наконецъ, германскіе вѣроиіеповѣдные органы, нисколько не стѣсняясь, говорятъ о связи русскаго сектантства съ Германіей и о поддержкѣ его послѣднею, при этомъ они конечно лишь умалчиваютъ о • преслѣдуемыхъ ими задачахъ разрушенія Россіи.
Все »то вмѣстѣ взятое показываетъ, на
5 ^
какомъ краю опасности мы стояли до войны и будемъ впредь стоять, если не нрж- : мемъ мѣрь къ пресѣченію распространенія у насъ раціоналистическаго сектант ства.
Но это не все. Какъ и въ другихъ отрасляхъ, германская гидра, работавшая до войны чуть-лиі не открыто, теперь лри- . титла, закопалась, но, ни минуты не переставая, продолжаетъ свою омерзительную работу; такъ и здѣсь -сектанта, одботавшіе . подъ прикрытіемъ вѣроисповѣдныхъ за- і коновъ въ теченіе 10 лѣтъ прямо и откры- ; то, теперь переносятъ свою дѣятельность ; потихоньку въ самыя опасныя мѣста: газеты уже упоминали о томъ, что въ нѣкоторыхъ лазаретахъ между ранеными были обнаружены баптисты и штундисты. пропавѣдывавшіе о прекращеніи войны.
Ясно, что не религіозныя цѣли пропо- вѣдывали эти господа, а новое возвеличеніе родной Гарманіи имъ нужно было.
Энергичная борьба съ нѣмецкимъ ра- ціоналистическіиімъ сектантствомъ, борьба съ нѣмецкимъ заоильемъ въ нашей религіи, вотъ она очередная задача, столь-іжѳ серьезная, какъ освобожденіе отъ нѣмецкаго вліянія въ области землевладѣнія, политической и экономической.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003