Отклики деревни

Название публикации: Отклики деревни
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.09.1914.
Номер выпуска: 39.
Страница(ы): 3, 4, 5
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Антон Годунов, В. И. Л., М. Н. Д., П. Е. С., Парфеньев, крестьянин Садаков, семинарист Полянский, фельдшер А. Е. Л..
Топонимы: Акмолинская область, Владимир, Вятская губерния, Екатеринбург, Костромская губерния, Новгородская губерная, Орловская губерния, Пермская губерния, Петроград, Петропавловск, Псковская губерния, Россия, Устюг, Ярослав.
Ключевые слова: общественные организации, пожертвования, помощь, попечительство, раненые, сироты, снабжение, тыл.

Текст публикации

Отклики деревни.

Всеобщій подъемъ общественной жизни въ горо­дахъ находитъ откликъ и по селамъ и деревнямъ. 11 здѣсь, особенно въ крупныхъ селахъ, налаживается об­щественная помощь пострадавшимъ семьямъ. Казен­наго пособія осиротѣвшимъ, конечно, недостаточно и деревенскому міру приходится что нибудь предпри­нять для поддержанія хозяйства тѣхъ, кто проливаетъ свою кровь на полѣ сраженія или уже отдалъ всю свою жизнь на благо отечества.

Ужасы смерти и разрушенія не ограничиваются предѣлами войны. Если тамъ, на поляхъ битвы льется народная кровь, если вражескія орудія не щадятъ мир­ныхъ деревень и городовъ, предавая все гибели и ра­зоренію, то здѣсь, во глубинѣ Россіи, война вноситъ другого рода разореніе,—несетъ другую бѣду.

Тамъ стоны раненыхъ и убиваемыхъ, разрушеніе жилищъ. Здѣсь—разореніе хозяйствъ, слезы и нужда осиротѣвшихъ семей.

Естественно, что жители селъ и деревень, непо­средственно, въ близкомъ сосѣдствѣ наблюдая эту гнетущую, тяжелую нужду обезсиленныхъ хозяйствъ, не могз’тъ ждать помощи только со стороны, а и сами спѣшатъ съ посильной лептой. Богъ не безъ милости, люди не безъ жалости.

Въ вятской „Крест. с.-хоз. газетѣ” крестьянинъ Садаковъ описываетъ помощь, проявленную однодере- венцами солдаткамъ во время уборки хлѣба.

Хозяева ушли въ ряды арміи, дома остались сол­датки съ малолѣтними ребятишками. Остались и сел.- хозяйственныя работы не выполнены. Надо жать, па­хать, сѣмена добывать, сѣно возить. Собрались сосѣд­нія бабы и траву въ полѣ выкосили. Ржа *ая страда не торопила. Солдатки сами выжали все. Но насталъ озимовой сѣвъ, а у солдатокъ работниковъ нѣтъ. Одинъ сосѣдъ говоритъ солдаткѣ: не горюй,—твоя ло­шадь, да моя, вотъ и посѣемъ. Намолотила солдатка сѣмянъ, а дошло время сѣять, сосѣдъ посѣялъ преж­де своего. Другой убиралъ суслоны первѣе своихъ. Этотъ же сосѣдъ съѣздилъ въ луга за сѣномъ. Поко­сы у насъ дальніе, въ пятнадцати верстахъ отъ дому. Третій сосѣдъ съѣздилъ на другую пожню, зародъ загородилъ.

Такіе примѣры имѣются и въ нашей Пермской губерніи: древне русскій братскій „міръ” спѣшилъ съ своей обычной „помощью” на поля запасныхъ и еще разъ доказалъ, что крестьянская „община” не умерла и вновь воскресла въ великую годину народной бѣды.

„Міръ” жертвуетъ для арміи хлѣбъ изъ запасныхъ магазиновъ, по „міру” идетъ сборъ холста для бѣлья раненыхъ.

Въ Мценскомъ уѣздѣ, Орловской гу б., семина­ристъ Полянскій, выпросивъ у отца—священника ло­шадь, отправился по знакомымъ деревнямъ своего при­хода.

За три дня въ шести маленькихъ деревушкахъ имъ было собрано 500 аршинъ холста и нѣсколько паръ бѣлья.

— Отказовъ въ пожертвованіяхъ я нигдЬ не слы­шалъ,—говоритъ Полянскій.

Собранный холстъ переданъ по прямому назна­ченію.

Своеобразная помощь „міра” проявлена въ Нов­городской губ. Вскорѣ послѣ мобилизацій запасныхъ, ушедшихъ въ городъ лишь съ небольшими мѣшочка­ми чёрстваго хлѣба, въ сборный пунктъ запасныхъ въ г. Ораніенбаумъ, Петрог. губ., пріѣхалъ изъ Нов­городской губ. крестьянинъ Антонъ Годуновъ и при­везъ цѣлый вагонъ съ печенымъ хлѣбомъ, солеными огурцами, табакомъ и спичками.

Все это имъ было собрано среди своихъ земля­ковъ деревни Устюгъ для раздачи запаснымъ нижнимъ чинамъ, отправляющимся на театръ военныхъ дѣйствій. На всѣхъ остановкахъ и промежуточныхъ станціяхъ пути слѣдованія поѣзда Антонъ Годуновъ щедро одѣ­лялъ находившихся запасныхъ нижнихъ чиновъ всѣмъ имѣвшимся въ его распоряженіи.

Даже киргизы въ степяхъ Акмолинской области спѣшатъ проявить свое гражданское чувство къ за­щитникамъ родины.

Имѣется, напримѣръ, такое сообщеніе: около по­селка Надеждинскаго, Петропавловскаго у., киргизъ овцеводъ, завидя проходящую по тракту партію моби­лизованныхъ солдатъ,. выгналъ навстрѣчу свое стадо и предложилъ выбрать изо всѣхъ овецъ лучшихъ и сколько угодно на ѣду. Самъ, дескать, не служу, на войну не хожу, такъ хоть этимъ б}щу полезенъ, или по русской пословицѣ: чѣмъ богатъ, тѣмъ и радъ. Солдаты съ благодарностью взяли двухъ барашковъ.

Такъ широко встрепенулось народное сердце ве­ликой Россіи.

Въ настоящее время особенно обострилась нуж­да въ лазаретной помощи съ каждымъ днемъ прибы­вающимъ раненымъ съ театра войны. Деревня и въ этой помощи не остается равнодушной.

Въ Ярославской губ. во многихъ сельскихъ мѣ­стностяхъ деревенскіе обыватели выразили желаніе оказывать самостоятельно гостепріимство раненымъ, независимо отъ тѣхъ, которые будутъ содержаться на счетъ земства. Идетъ также дѣятельная работа по при­мѣненію къ нуждамъ войны пустующихъ школьныхъ зданій, народныхъ домовъ или помѣщеній кооперати­вовъ. Въ нѣкоторыхъ сельскихъ обществахъ приняли на полное содержаніе іо или даже 20 коекъ для ра­неныхъ. Идетъ подписка единовременная и ежемѣсяч­ная. Поступаютъ пожертвованія готовымъ бѣльемъ, холстами, одѣялами, кроватями, инвентаремъ, мукой, рожью и пр., приносятъ подушки.

Въ газету „Старый Владимирецъ” пишутъ изъ с. Ставрова, Владимирскаго уѣзда, о томъ, какъ кре­стьяне организовали у себя образцовый деревенскій лазаретъ.

Содержаться лазаретъ во все время войны будетъ на мѣстныя средства, исключая покувки бѣлья, медикаментовъ и перевязочнаго матеріала. Послѣднее испрашивается у Владимірскаго отдѣленія об­щества Краснаго Креста, хотя, напримѣръ, бѣлье частью будетъ до­ставлено жителями Ставрова. Полное содержаніе раненыхъ исчисля­ется приблизительно отъ 12 до 15 р. на койку въ мѣсяцъ. Сумма эта составится: 1) изъ пятирублевыхъ взносовъ лицъ, взявшихъ на себя таковое обязательств у 2) взъ ежемѣсячныхъ отчисленій по 10 р. изъ доходовъ Ставровскаго общества трезвости и, наконецъ, 3) мѣстное общество крестьянъ обязалось вносить ежемѣсячно по 15 руб. и доставдять необходимое число подводъ для потребностей лазарета.

Квартиру подъ лазаретъ съ отопленіемъ и освѣщеніемъ даетъ мѣстный житель М. Н. Д., а В. И. Л. согласился ежедневно без­платно же отпускать на раненыхъ по 10 фун бѣлаго хлѣба; 11. Е. С взялась безплатно готовить для раненыхъ, а мѣстный медицинскій фельдшеръ А. Е. Л. принялъ на себя безвозмездно трудъ по уходу за ранеными. Общій же надзоръ за ранеными будетъ имѣть врачъ, временно ззвѣдующій ставровскимь участкомъ.

Для веденія дѣлъ по лазарету выбранъ и совѣтъ, состоящій взъ пяти лицъ.

Въ томъ же селѣ сформированъ кружокъ, кото­рый занятъ шитьемъ бѣлья для раненыхъ.

Въ нашей Пермской губ. возникъ проектъ устрой­ства спеціальнаго крестьянскаго лазарета для ране­ныхъ. Считая, что трехмилліонное населеніе Пермской губерніи по Земскому обязательному страхованію стра­хуетъ около боо.ооо дворовъ, предполагается на сель­скихъ и волостныхъ сходахъ губерніи обложить лиш­нимъ рублемъ каждый крестьянскій дворъ, подлежа­щій обязательному ‘ земскому страхованію и, такимъ образомъ, собрать сумму въ боо.ооо руб. На эту сум­му въ теченіе года предполагается содержать около 3.000 раненыхъ.

„Міръ”—великое дѣло и съ міру по ниткѣ, а ра­ненымъ будетъ оказана большая и крайне неотложная помощь.

Наконецъ, какъ въ нашей губер чи, такъ и въ другихъ мѣстностяхъ—по деревнямъ, а особенно въ заводскихъ селеніяхъ приступаютъ къ открьыію яслей и пріютовъ для дѣтей запасныхъ. Имѣется много се­мействъ, гдѣ матери принуждены идти на работу (на заводъ, на фабрику), а дѣти остаются одни. Тутъ об­щая помощь особенно дорога.

Во могихъ мѣстахъ, по предложенію сельскихъ учителей, деревенскіе люди устраиваютъ при сельскихъ школахъ общежитія съ полнымъ содержаніемъ для дѣтей школьниковъ, родители которыхъ призваны на войну. Въ этой области дѣятельность населенія долж­на идти рука объ руку съ Романовскимъ комитетомъ по оказанію помощи сиротамъ сельскаго населенія. При согласіи населенія на устройство при школахъ подобныхъ общежитій, Романовскій комитетъ, какъ извѣстно, оказываетъ помощь въ половинѣ суммы, ассигнованной сельскимъ обществомъ.

Въ деревню проникаетъ и чисто городской спо­собъ сбора пожертвованій на нужды войны.

Изъ посадч Парфеньева, Костромской губ., сообщаютъ, что въ дии мѣстныхъ базаровъ крестьянская молод жч посада устраи­ваетъ продажи національныхъ флажковъ. Пріѣзжающіе на базаръ изъ окрестныхъ сель и дерзвень крестьязе очень охотно разбира­ютъ національныя флаги союзныхъ намъ державъ. Онуская въ круж­ку свою трудовую лепту, крестьяне крестятся со слезами на глазахъ.

Для отправки продовольствія въ дѣйствующую армію нужно, между прочимъ, большое количество обыкновенныхъ крестьянскихъ мѣшковъ. Узнавши объ этой нуждѣ, крестьяне Псковской губ. устроили сборъ этихъ мѣшковъ среди сельскаго населенія, и сборъ далъ блестящіе результаты.

Такъ называемые осенніе и зимніе деревенскіе „посидѣлки”, сохранившіеся еще кое гдѣ, въ настоя­щемъ историческомъ году—деревня также думаетъ приспособить для нз’ждъ войны: на этихъ „посидѣл­кахъ” мужская грамотная молодежь деревни побуж­даетъ деревенскихъ дѣвушекъ шить и готовить бѣлье для раненыхъ. Матеріалъ для бѣлья выдается въ зем­скихъ управахъ.

При обсужденіи вопроса о заготовкѣ бЬяья и теплой одежды для нуждъ арміи, одна изъ газетъ вы- сказываеть такое мнѣніе:

Красный Кресть, земство и общіственныя организацій, поми­мо даров>го труда, должны нуждаться въ платныхъ работникахь и работницахъ и не только потому, что іщущается недостатокъ въ предложенія бззолатваго труда, а главнымь образомъ потому, что безплатный трудъ въ отдѣльныхъ случіяхъ непримѣнимъ, да и про­сто иногда нз выгоденъ. Хорони было бы привлечь къ заготовкѣ бѣлья и теплой одежды членовъ семействъ призванны ъ, организо­вавъ по городамъ и селамъ трудошя артели, гдѣ бы плдь руко­водствомъ опытныхъ вь эгомъ дѣлѣ люд‘й, способные члены семей призванныхъ нашли заработокъ.

Мысль эта заслуживаетъ вниманія и вполнѣ осу­ществима, такъ какъ въ деревняхъ теперь почти въ каждомъ домЬ имѣется швейная машина.

По отношенію къ деревнѣ помощь осиротѣвшимъ семьямъ могла бы еще болѣе усилиться, если бы къ дѣятельности земства и деревенскаго „міра” прибави­лась бы работа прихода. Кто, какъ не приходъ, зна­етъ нужды и печали, горе и радости своихъ прихо­жанъ. Къ сожалѣнію, о дѣятельности нашихъ приход­скихъ попечительствъ въ трудные дни родины пока нѣтъ въ газетахъ никакихъ извѣстій.

А событія идутъ впередъ… Пе успѣла еще съор- ганизоваться при поддержкѣ самого деревенскаго „мі­ра” помощь семьямъ запасныхъ и ратниковъ, какъ на очередь встала новая нужда, продиктованная уже не­посредственно войной.

И съ этой новой, но неизбѣжной нуждой при войнѣ правительство естественно „стучится” ко всей странѣ, къ народному сердцу.

Совѣтъ министровъ, разсматривая на одномъ изъ послѣднихъ своихъ засѣданій вопросы, связанные съ оказаніемъ помощи семьямъ запасныхъ и ратниковъ по закону 25 іюня 1912 г., въ особомъ журналѣ под­черкнулъ, что одновременно съ этой помощью „день за днемъ приближается и уже наступило время, когда приходится думать о судьбѣ семей убитыхъ на полѣ брани воиновъ”.

Опредѣляя самый высокій окладъ пособія вдовѣ убитаго по закону не болѣе 8 руб. въ мѣсяцъ и под­черкивая, что „оно разсчитано только на среднія наи­меньшія потребности”, совѣтъ министровъ говоритъ, что при этомъ пособіи „средняя по составу семья призваннаго, получавшая по правиламъ 25 іюня 1912 г. казенное пособіе до іо руб., окажется со смертью своего главы въ худшемъ положеніи”.

Видя предъ ссбой благотворные результаты об­щественнаго вмѣшательства въ дѣло помощи не толь­ко семьямъ запасныхъ, но также больнымъ и раненымъ воинамъ, совѣтъ министровъ и передъ призракомъ но­вой нужды,—помощи семьямъ убитыхъ,—признаетъ неотложнымъ это вмѣшательство.

Министры призываютъ на помощь общественную благотворительность. Предъ нею, говорится въ жур­налѣ, открывается благотворная задача, хотя бы на первое, наиболѣе тяжелое время поддержать вдовъ и сиротъ, отцовъ и матерей беззавѣтно погибшихъ на ратномъ полѣ защитниковъ родины.

И хочется вѣрить, что этотъ призывъ, какъ и привывъ В:ероссійскаго земскаго союза помощи ра­ненымъ воинамъ, не останется безъ отклика деревни.

Корреспондентъ „Пермской Земской Недѣли” изъ Екатеринбурга отмѣчаетъ, что деревенская обществен­ная помощь „играетъ сущсствнную роль среди другихъ видовъ сел.-х зяГсгвевнагл содѣйствія семььмъ уш дшахъ на войну хлѣбо- рсбовт. Нѣкоторыя корреслотд-вдіи съ мѣсіъ такъ и провиквуты чувствомъ глубокой увѣренности въ томт, что „міръ не выдастъ не о тавитъ с^лдатгкія семьи б зъ призрѣнія и помощи”. („Перм. Ззм. Нел.“ Л» 38).

Пусть эта увѣренность будетъ общею!..

Помимо стараго патріархальнаго „міра”—сельской „общины”—и вновь возникшихъ волостныхъ попечи- тельствъ по закону 25 іюня 1912 г.,—въ деревнѣ имѣ­ются теперь сознательныя, добровольно возникшія ор­ганизаціи,—свидѣтели новой культурной жизни дерев­ни: пожарныя дружины, кооперативы, земскія, благо­творительныя и школьныя, попечительства, просвѣти­тельныя общества при „народныхъ домахъ”, при библіо­текахъ, общества трезвости.

Члены всѣхъ этихъ организацій должны въ той или иной степени и формѣ пробудить общественную самодѣятельность деревенскаго населенія для живого дѣла.

И самое дѣло, по русскому обычаю, не нужно откладывать въ долгій яшикъ.

Одинъ изъ „маленькихъ работниковъ” на стра­ницахъ газеты „Защита” справедливо предостерегаетъ, что если мы не сумѣетъ создать живое дѣло теперь, при самой экстренной нуждѣ во взаимной помощи, самой понятной для всѣхъ, такъ какъ мы всѣ затро­нуты бѣдствіемъ отъ военной грозы,—то мы не сумѣ­емъ этого сдгьлагпь никогда, ни теперь, на потомъ, когда можетъ передъ нами будутъ стоять еще большія дгьла, захватывающія наши общіе интересы, но не гпакіе ясные и близкіе, какъ теггерь».

Теперь всюду въ городѣ и деревнѣ есть возмож­ность работать сообща, въ той или другой формѣ.

„Гдѣ горе слышится, гдѣ трудно дышется, будь пер­вый тамъ”,—вотъ святой завѣтъ народнаго поэта для всякаго отзывчиваго къ народному горю сердца.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003