Отголоски самодержавия

Название публикации: Отголоски самодержавия
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1917.
Номер выпуска: 40.
Страница(ы): 21, 22, 23
Автор: В. Бельский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Россия.
Ключевые слова: внутренняя война, война, война с Германией, немецкие захватчики.

Текст публикации

Отголоски самодержавия.
Росшя переживает в настоящее время тяжелое испыташе. Она не окончила еще войны с внешним врагом, а уже разгорелась война внутренняя, междоусобная война, братоубШство. И, если тяжело было читать списки убитых п раненых в войне с германцами и австрийцами и встречать в этих списках имена наших отцов, братьев и сыновей, еслп было больно узнавать о пожарищах и раз- рушешях в наших городах, пропеходнвшпх от огня нещнятельской
артиллерш, то во сколько же раз тяжелее и болезненнЬе пережп ваем мы современный собыня, когда смерть нашим отцам н братьям наносится рукой-наших собственных братьев, когда пожарввш 1! разрушешя производятся из пушек, наведенных на родные города нашей собственной рукой!.. Тяжко, больно, обидно… Ужас безнадежности и атчаяшя невольно заполняет сердце н возникает тяжкое сомнете: сможет лп дальше существовать наше отечество, на защиту которого от угрозы со стороны внкшвнго врага мы так много пролили родной крови? Не погибнет ли оно от этой внутренней смуты, когда в буквальном смысле брат встал на брата и сын вышел на бой с отцом?
И не приходится скрывать, что на это тяжкое сомнете трудно найтн утешительный ответ в переживаемых собыиях, ибо собьтн, нронсходяиця на нашпх глазах—одно другого ужаснее. Приходится теперь успокаиваться уже не столько настоящим, сколько справками из прошлаго русской неторщ, который дают основашя для веры и надежд на лучшее будущее.
В самом де.тё, на долгом протяжеши своей ncropiii народ русский пережил не одно лихолетье. Достаточно вспомнить тяжелую и многолетнюю татарскую неволю, а затем „смутное время,“ наиболее, быть может похожее по своему содержапш на время, нами иережнваемое, и, наконец, тяжелый 18 Г2 год, когда в пламени было „сердце Poccin“ —Москва. Но все эти лихолетья были пережиты русским народом. В тяжелую, ответственную минуту—русские каждый раз находили в себе силы, „чтобы справиться с выпавшим на нх долю великим несчастьем. Будем верить, что эти силы он, в конце концов, найдет в себе и теперь.
И было бы неправильным сказать, что нота вера безосновательна, что она покоится только на естественной любви к своему народу и только на истерт. Нет. II в самых событиях иережи- ваемых нами тяжких дней при внимательном их раземотренш, можно отыскать основан!е для веры и надежд. Дело, ведь, и том, что будущее нам могло бы представляться в исключительно мрачном свете тол1ко тегда, когда русский народ мы стали бы раасматри- вать только, как материи в чужих руках, II гЬ, кто мрачно смотрит на будущее—именно так и раземарииают pyoculfl* народ. Они теряют в него вЬру и говорят: прежде народом распоряжался и делал с ним все, что вздумает, самодержавный царь, теперь царя свалили, но привычку н дчиняться из-за страха но забыли. II нот : стоило захот1:ть одной парами, представляющей интересы только части одного из общественных классов, ‘захватить в свои руки власть—и это пария сделала, и силой было установлено господство меньшинства над болышшотпом. А раз это так, раз pycemrt народ одно самодерж.’ше только променял на другое, то но будет ничего удивительнаго, если в конце концов, иернетен и старое самоцержав1е, ибо свободы, которым народ радовался, как показал опыт, вовсе не трудно у него и отнять.
В этих раасуждешях имеются, однако, ошибки. Во-первых, они выносятся нод слишком свежим виичатлешем, когда борьба, в сущности, еще и не окончилась. И с этой точки зрешя—такт разеуждетя скороспелы. Во-вторых, забываются факты, вмените громадное мачете для вынснешя собыпй. А именно: забывается, что самый захват власти большевиками вовсе не упал, как nrlir на голову, но что он находится в тесной связи с событиями пашей же жизни, в которых, в известной мере, сказалась ноля народи. И сами большевики этого не скрывают. Они, прежде всего, указывают на измЬнете в настроеши совЬтов раб. и солд. депутатов, в которых ирииадлежавшее до настоящаго времени большинство меньшевикам и со ш ал иста м – ре ц о л гощоиерам в цоеледшй момент перешло к ним. Затем большевики ссылаются и iia результат выборов районных дум в Москве, гдЬ они также получили преобладав. Из этого они делают иынод, что и настроите народа изменилось и что псе сочувстчые теперь находится на стороне их программы и тактики Таким образом, самая ионийка к захвату власти произошла послТ; того, как были получены известный данный, что большинство идет за большевиками. С нашей точки зрешя-эти данный были совершенно неправильно учтены, ибо в расчет принято только настроите части, хотя бы и значительной, городской рабочей массы, да настроите солдат, – тоже, в большинстве, вслЬдств1е естественной жажды м!ра и неуменья разобраться в сложной обстановке наших дней—легко идущих за посулами мира. Во забыто большевиками, что Ото не весь народ и что это далеко не большинство народа, а незначительное его меньшинствоНастояний же народ, который составляет осиовяое ядро нашего государства—это крестьянская, зейская Россия.
Вот о земской – то, крестьянской Россш и было забыто тЬмп, кто затЬял последнее возсташе, назвав его громким именем „рабочей и крестьянской революцш”. И это забвеше не случайно. Poccia действительно слишком привыкла, чтобы все вопросы разрешались силой. Народ в течете многих веков был безмолвен, и „капралом” был тот, кто скорее умел взять в своп руки палку. При такой привычке разсматрпвать народ, как массу, о которой надо заботиться, не справившись с мнёшем самого народа—только и могло подняться последнее возсташе, за полмесяца до того дня, когда народ на выборах в Учредительное Собрате должен был сказать свое слово. Произошло, в сущности, то же, что происходило и при самодержавш. Только тогда это делал самодержавный царь по совету и указашям кучки чиновников, сидящих в Петрограде. Теперь эт* дёлает одна пар™, главари которой тоже сидят в Петрограде. И как тогда, что бы ни делал царь —он всегда говорил, что делает „в непрестанных, заботах о благе своих вЬрноподдан- Hbix“t так и теперь одна нарта решила захватить власть в свои руки будто бы в интересах рабочих и крестьян. Но как тогда при самодержавш не спрашивали „верноподданных”, так и теперь не спросили народ, главную массу народа—крестьянство. А ведь теперь его уже можно спросить. ВЬдь теперь все земство в своем большинстве крестьянское, а во остное земство живет даже исключительно интересами крестьян.
Почему-же с земством захватчики власти не пожелали считаться?… Отпет на этот вопрос дать не трудно. Земство еще не укрепилось, оно только еще народилось н люди, привыкппе жить н д1 йствовать прк старых норядках решила, что оно не представляет настоящей силы. Но это большая ошибка.
Земская Россш уже начала подавать свой голос. Пока этот голос, правда, еще слаб, ибо и самый земскш учреждешя в деревне еще молоды. Но они быс ро растут и укрепляются. И чем быстрее будет происходить этот рост – тЬм скорее Poccia встанег на путь мирнаго развита я процвЬташя. Когда органы самоуправлешя внедрятся, так сказать, в плоть и кровь русской жизни—тогда будет невозможно то, что было в Россш до сих пор. От имени народа тогда не будет говорить никакой самодержец. Поэтому и на послЬдшй вахват властв, совершенный партай, хотя эта парта и считает себя согцалистической, следует смотреть, как на последнюю вспышку нотухающаго коетра самодержав1я. Будем надеяться, что новых вспышек уже не будет и что вкореняющаяся в жизнь Россш идея самоуправлешя сделает вевозможным рЬшеше вопросов, касающихся всего народа, опираясь не на всенародные органы, а только на грубую силу.
(,С»р»т. Ь. Н.“) В. Бельсюй.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003