Очередная культурная задача

Название публикации: Очередная культурная задача
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 09.10.1914.
Номер выпуска: 41.
Страница(ы): 2, 3, 4
Автор: В. Ю..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Научно-популярная публикация.
Персоналии: Вильгельм, К. М..
Топонимы: Австралия, Азия, Англия, Африка, Германия, Европа, Италия, Москва, Пермь, Россия, Сербия, Турция, Франция, Япония.
Ключевые слова: дипломатия, земства, освещение военных действий, позиционная война, политика, просвещение.

Текст публикации

Очередная культурная задача.

Война нашего времени это война не только госу­дарственныхъ правителей и вооруженныхъ армій, а и самихъ враждующихъ народовъ и націй. И если при бѣгломъ взглядѣ кажется, что ближайшимъ виновни­комъ войны является Вильгельмъ, императоръ герман­скій, то при болѣе внимательномь разборѣ причинъ происходящихъ великихъ событій предъ нами станетъ сложная картина. Достаточно сказать, что изъ 1.700 милліоновъ населенія земного шара нынѣшней войной задѣты 857 мил. людей, изъ нихъ иб мил. австро­германскаго лагеря и 321 милліонъ въ нашемъ союзѣ и 420 милл. въ колоніяхъ Азіи, Африки, Австраліи. Вѣсти съ войны живо интересуютъ почти весь земной міръ, такъ какъ война ведется не только въ Европѣ, но и во всѣхъ концахъ земныхъ морей, гдѣ имѣются колоніальныя владѣнія Германіи.

Причины, вызвавшія войну, сложны и очень серьез­ны; сама Германія готовилась къ ней десятки лѣтъ, но еще большее значеніе будутъ имѣть послѣдствія во­оруженной борьбы великихъ европейскихъ державъ, еще шире и глубже въ народныхъ нѣдрахъ отразятся всѣ послѣдующія ссбыгія въ итогѣ побѣды той или Иной стороны сражающихся государсів ь.

Война получаетъ затяжный характеръ; во время зимнихъ холодовъ военныя дѣйствія, быть можетъ, со­всѣмъ будутъ пріостановлены, и поэтому предъ всѣми культурными работниками на нашей обширной зем­ской нивѣ (учителями, агрономами, врачами и т. д.) стоитъ отвѣтственная задача уяснить въ сознаніи на­рода,—всѣхъ земледѣльцевъ деревенскаго міра,—при­чины и слѣдствія наступившихъ міровыхъ событій.

Наши союзники—Франція и Англія—за послѣднія десятилѣтія очень многое сдѣлали въ области народ­наго образованія, и въ настоящее время, напримѣръ, во Франціи самыя маленькія деревушки вполнѣ здраво разсуждаютъ о дипломатическихъ и военныхъ усло­віяхъ современной войны. Говорятъ съ полнымъ пони­маніемъ о роли Италіи, Турціи, Сербіи, Японіи, не го­воря уже о значеніи и роли своихъ друзей—Россіи и Англіи.

Изъ Англіи идутъ извѣстія, что тамъ правитель­ство, въ виду современныхъ событій, предложило ши­рокое устройство по всей странѣ митинговъ, посвя­щенныхъ всѣмъ возникающимъ въ связи съ войной вопросамъ.

Подобныя мѣропріятія, хотя, конечно, въ болѣе скромныхъ размѣрахъ, стоятъ и передъ нашей страной.

Усиліями и средствами земскихъ учрежденій у насъ разработана и осуществляется сѣть всеобщаго школьнаго обученія, но дѣло внѣшкольнаго образова­ нія народной массы только что начато, нѣтъ въ де­ревнѣ должной постановки библіотечнаго дѣла, народ­ныхъ чтеній, научныхъ лекцій, общеобразовательныхъ вечернихъ курсовъ и клубовъ…

Молодая деревня, со своими кооперативными дѣя­телями, членами пожарныхъ дружинъ, библіотечныхъ совѣтовъ и т. д., стремится къ свѣту, жаждетъ услы­шать живое культурное слово, но нѣтъ людей, кто-бы пришелъ къ ней на помощь и избавилъ ее отъ несча­стія мрака.

Даже въ наши великіе трудные дни деревня, по славшая на поля брани сыновей своихъ въ безчислен­номъ количествѣ, оказалась отгороженной отъ міро- выхч, событій темной стѣной, которую она сама не въ силахъ, не умѣетъ пробить. „Политика” всегда была страшнымъ словомъ для нашей деревни, и развѣ она теперь не чувствз’етъ себя потерянной, забытой? Развѣ не томится въ этой тяжелой неизвѣстности? Вмѣсто точныхъ извѣстій, вмѣсто яснаго сознанія политиче­скихъ переворотовъ, въ деревнѣ распространяются ле­генды, вмѣсто серьезной книги бойко пошла торговля лубочными изданіями Москвы.

Излишне доказывать въ переживаемое время ско­рѣйшую необходимость и неотложность правильной, ши­роко поставленной организаціи снабженія народа по­стоянными извѣстіями о текущихъ событіяхъ.

Въ нѣсколько лучшихъ условіяхъ находятся го­родскія массы. Свѣжія газеты, телеграммы… Но и тутъ дѣлается все-таки очень мало, чтобы отношеніе массы къ современнымъ событіямъ, пониманіе ею этихъ со­бытій было болѣе просвѣщеннымъ, достигло болѣе вы­сокой степени сознательности.

Мало дать массовому читателю изъ народа газет­ный матеріалъ для самостоятельнаго усвоенія его; не­обходима педагогическая, планомѣрная просвѣтитель­ная помощь ему… Какъ кстати теперь, не только въ Англіи, но и у насъ въ городахъ и селахъ популяр­ныя лекціи по географіи, этнографіи и исторіи странъ, столкнувшихся въ міровой экономической войнѣ. Безъ такого рода культурнаго воздѣйствія, съ однимъ га­зетнымъ листомъ въ рукахъ, развѣ сможетъ массовый, народный читатель подойти къ пониманію всѣхъ слож­ныхъ вопросовъ, возникающихъ въ процессѣ этой войны, вопросовъ, имѣющихъ самое дѣйствительное значеніе для судебъ его родины? „Никто не станетъ оспаривать,— говоритъ одна изъ газетъ,—что просвѣщенное, созна­тельное отношеніе народныхъ массъ къ развернувшим­ся великимъ событіямъ, постоянная ихъ освѣдомлен­ность, совершенно необходимы для самой страны, для крѣпости ея духа и для ея дальнѣйшаго развитія, на­конецъ, для душевной стойкости многочисленныхъ от­дѣльныхъ людей и семействъ изъ народа, пославшихъ на войну и, можетъ быть, уже потерявшихъ своихъ дѣтей и родныхъ”…

„Немедля нужно „забытую” деревню приблизить къ событіямъ времени, приблизить ее къ освѣдомлен­ности города. Нужна затѣмъ въ народной массѣ ши­рокая культурная работа, которую взять на себя могли бы земства, городскія самоуправленія, а также общественныя просвѣтительныя организаціи. Здѣсь до­ма народъ долженъ выйти изъ тьмы и зажить спло­ченно-культурной жизнью, пока въ грохотѣ и дыму сраженій зарождаются рѣшенія міровыхъ судебъ.

Нужны широкія мѣры, большая энергія. Дѣло не­отложное—нужно помочь жить и понимать народу, мил­ліоны сыновъ котораго ушли на міровую войну”. («К. М.»)

Земство, какъ учрежденіе наиболѣе близкое къ народу, должно прежде всего взять на себя эту отвѣт­ственную очередную культурную задачу. Ее должны рѣшить перенесенныя у насъ въ губерніи на ноябрь сессіи уѣздныхъ земскихъ собраній; отъ этой задачи не можетъ уклониться и губернское земство.

Губернскій земскій комитетъ помощи больнымъ и раненымъ воинамъ уже постановилъ принять къ свѣ­ дѣнію сдѣланное ему заявленіе о необходимости сор­ганизовать хотя бы въ Перми рядъ публичныхъ обще­доступныхъ систематическихъ лекцій и народныхъ чтеній на темы, интересныя для широкой интеллиген­ціи и для простого народа.

Связанныхъ съ войной темъ можетъ быть очень много; въ предложеніи комитету указываются слѣд. темы:

1) „Война и крестьянская самопомощь”, 2) «война, отрез­вленіе деревни и ея культурный подъемъ”, 3) „земство и город­скія самоуправленія на службѣ военнаго времени”, 4) „жертвы вой­ны’ (о помощи больнымъ и раненымъ), 5) „война и грядущія эко­номическія проблемы* (задачи), С) „наука и техника на службѣ войны», V) „война и вопросы права*, 8) „проблемы мирнаго раз­рѣшенія международныхъ споровъ* (ІІафацизмъ), 9) „война и вздо­рожаніе жизни”, Ю) „психологія войны въ произведеніяхъ Л. Тол­стого, Гаршина и друг. русскихъ писателей”, 11) .борьба лвухъ міровъ: славянства и германизма”, 12) „основы національнаго вос­питанія*, 13 „война и вопросы физическаго развитіи юношества” *).


* Министерство народнаго просвѣщенія предлагаетъ устроить рядъ лек­цій для учащихся въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ на слѣд. темы:

„Австрія н ея сіавянскіе народы*. •Червонная и Угорская Русь», «Бу­ковина», „Восточный вопросъ въ исторіи Россіи”, «Борьба южныхъ славянъ за свободу», «Русскіе славянофилы».

Затѣмъ разработаны темы московскимъ лекціоннымъ комитетомъ «Войпа п культура-, куда вошли профессора и извѣстные литературные работники. Ко­ми іёгъ поставилъ своей задачей «содѣйствовать религіозному, философскому я научному осознанію текущихъ событій».                )


Всѣ такого рода лекціи должны, конечно, закан­чиваться горячимъ призывомъ къ общественной от­зывчивости и указаніемъ, куда необходимо по обстоя­тельствамъ времени направить главный притокъ ма­теріальныхъ средствъ и личный трудъ. Можно ожи­дать, что сборъ съ лекцій будетъ давать значительный источникъ для дѣла помощи больнымъ и раненымъ воинамъ и семействамъ призванныхъ на войну, ибо потребность въ живомъ словѣ слишкомъ велика и у городской народной массы. Дня многихъ городскихъ жителей лекціи замѣнятъ различные нездоровые раз­влеченія и интересы.

Для массы простого народа возможна организа­ція по праздничнымъ днямъ народныхъ чтеній по бо­лѣе простой программѣ въ помѣщеніяхъ народныхъ школъ.

Думается, что на такую работу охотно отклик­нется какъ пермская интеллигенція, такъ равно интел­лигенція уѣздныхъ городовъ и крупныхъ заводскихъ селеній Урала, а особенно должны содѣйствовать это­му дѣлу такія организаціи, какъ „Народный Домъ”, семейное собраніе торгово-пром. служащихъ, обще­ственное собраніе и разнаго рода, кооперативы. Перм­ское общественное собраніе уже ассигновало на устройство лекцій 500 руб.

Выполненіе указанной выше громадной отвѣт­ственной задачи по организаціи систематическихъ лек­цій по вопросамъ военнаго времени требуетъ участія какого либо авторитетнаго общественнаго учрежденія, которое могло бы взять на себя привлеченіе полез­ныхъ для дѣла лицъ, объединеніе ихъ, изысканіе не­обходимыхъ средствъ и постановку всего дѣла на твердую почву.

Такимъ учрежденіемъ является именно наше зем­ство и въ наши дни общеземскій союзъ по оказанію помощи больнымъ и раненымъ воинамъ, который включилъ уже въ свои задачи привлеченіе широкаго общественнаго сочувствія къ дѣлу помощи жертвамъ войны. А сочувствіе это, та или иная высота и созна­тельная сила его подъема въ полной мѣрѣ зависятъ отъ способовъ культурно-просвѣтительнаго воздѣй­ствія на массу населенія.

Съ своей стороны, очередныя уѣздныя собранія не только не могутъ сократить смѣты на культурныя мѣропріятія, а должны еще ихъ расширить и пригла­сить для устройства лекцій и народныхъ чтеній осо­быхъ лицъ. И пусть живое слово этихъ разъѣздныхъ лекторовъ явится отрадною вѣстью для деревни, все­литъ тамъ вѣру и бодрость въ наши народныя силы и противопоставитъ германскимъ пушкамъ наше об­щее сознательное стремленіе къ побѣдѣ врага.

„Насъ обступаютъ со всѣхъ сторонъ дѣятельные и просвѣщенные народы—и намъ нужно всѣмъ сознать и искренно исповѣдывать истину: грамота—сила наро- да“,—вотъ то сознаніе, которымъ приходится руково­диться въ своей работѣ всѣмъ земскимъ дѣяте­лямъ и которое властно ставитъ предъ нами рядъ но­выхъ очередныхъ культурныхъ задачъ, несмотря на всѣ неблагопріятныя условія времени.

В. ю.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003