О русской революции

Название публикации: О русской революции
Газета: Пролетарское знамя
Дата: 18.11.1917.
Номер выпуска: 16.
Страница(ы): 2
Автор: А. Белобородов.
Тематический блок: Революция 1917 года.
Тема: Государственная дума и Государственный совет, Международные отношения, Внутренняя жизнь России, Революционное движение в России и за границей.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: А. Белобородов, Бобеф, Вайян, Вандервельд, Г. В. Плеханов, Каутский, Квелч, Лафарг, Милью, Ротистейн, Турати, Ферри.
Топонимы: Англия, Бельгия, Женева, Италия, Россия, Франция.
Ключевые слова: Русская революция, буржуазия, социализм.

Текст публикации

О русской революціи

Споры о характерѣ русской революціи ведутся пе со вчерашняго дня.
Является-ли русскія революція буржуазной—как утверждают меньшевики, или она по своим вадачам н обстановкѣ, в которой происходит, пред- етавляет нѣчто отличное от всѣх происходивши! рапѣе революцій н стало быть ставит на очередь вопрос об осуществленіи в настоящее время ряда мѣропріятій, клонящихся к перестройкѣ общества на новых начадах—вот что составляет основу различія во взгляда! неныпевиков и болыпевиков.
Не бѳзинтересно будот по этому «помнить нѣкоторыя обстоятельства, относящіяся к 190*7 году. Хотя с того времени прошло уже 10 лѣт, к мы живеи в совершенно ипых условія!, но самая постановка вопроса веѳтаки пе измѣнилась.
В 1907 году один меньшевистскій журнад произвел анкету среди западноевропейски! соціалистов о характерѣ русской революціи, поставид между прочим такой вопрос:
„Каким является общій характер русской революцій? ирисутствуем-ли ма при буржуазной революціи, или при революціи соціалистической?“
Анкета предпринималась в связи с вопросом о прѳдвыборных соглапіе- ніях прн выборах в Государственную Думу. Г. В. Плеханон, тогда еще не ушедшій от рабочаго движенія так далеко, как теперь, кяк извѣстно был сторопнаком соглашеній с кадетами под лозунгом „полновластная Дума*, полагая, что буржуазная демократія тоже борется за политическую свободу, хотя и „по своему”.
И вот, чтобы иобить болыпевиков и доказать им, что русская революція—резолюція буржуазная и буржуазія в силу этого ножет выступить как согозипк пролетаріата в борьбу с само- держаиіея за осуществлевіо „общедемократической” программы—мопыпевиЕИ апползровалн к заподпо-европейекпм авторитетны, надѣясь от них почерпнуть сокрушающія больпіовиков доводы.
Однако отвѣты авторатетов по подтвердили точки зрѣнія мепыновиаов на характер русской революціи, и несмотря на то, что самая постановка вопроса была сдѣлана так, что требовала отвѣта или — или, (иля буржуазная или соціалистическая революція) отвѣчавшіе па анкету Турати н Ферри (Италія), Квелч и Ротястеін (Англія), Лаферг и Вайян (Франція) Вандер- вельд (Бельгія), Милью (Женева) отказались произвести противопоставленіе формулированное в вопросѣ, но анализируя* соотношеніе борющихся сил не признали за русской революціей чисто буржуазнаго содержанія. Туротя, рѳвизіонист, дал такой отвѣть… Нельзя думать, что мы присутетвуѳи при революція соціалистической. Од- пако, так как рабочій вопрос возппк ужо и в Россіи, то очень возаожпо, что буржуазная революція будот хоть сколько, набудь проникнута соціализ- мом. Точное опредѣленіе дозы соціализма в буржуазной смѣси—эта задача, совершенно выходящая за предѣлы моей освѣдомленности *. – . „По общему своему характеру— заявил Форри—русская революція есть революція буржуазная, с ясно выраженный вліявіоя соціалиетйчосках тенденцій… У русской революціи душа* без сомнѣнія, болѣе соціалистическая, чѣи у французской, в которой Бобеф был лишь зарницей, тогда как теперь в Россіи мы наблюдаех так же н молніи, и громы соціализма”.
Рѣзче и опредѣленнѣе ноставал воярос Вайян. „Мы увѣрены—сказал он—что политическія и экономическія условія, уже представляющія первую роль рабочая, пролетаріату, соціализму, придадут эгому движенію, в ходѣ его развитія псе болѣе характер соціальной революціи”.
Мнѣпія осталъных соціалистов отвѣчавши! на апкету довольно опредѣленны: они тогда отказались наклеить на русскую революцію буржуазный ярлык, указывая, что „самый ногуществсппим двигателей революціи был пролетарія?, находящійся под вліяніем европейскаго соціализма” (Да- фарг). Мелью высказался ощо опредѣленнѣе: ,Яие вяжу в русской революція,—революціи соціалистической, по я отказываюсь назвать ее буржуазной революціей, прежде всего потону, что она—работа рабочих и кре- стьяп в гораздо большей мѣрѣ, чѣи буржуазны* элементов; затѣи потому, что оаа добипаотся, одновременно с политической свободой, также и еоціалніых рефери в пнтеросах рабочих масс города и деревни; потому, что опа, повидвному откроет собою не эру буржуазнаго господства, а пе-
ріод соціальных схваток, им/ыо- гцих вскорѣ завершиться в освобожденіи пролетаріевъ.
Каутскій, отвѣтившій, на анкету нѣкоторое время спустя, между прочим замѣтил: Время буржуазная революцій т. е. революцій, движущей силой которых являлась буржуазія миновало, миновало так же и для Россіи. И что там, гдѣ пролотаріят выступает самостоятельно, буржуазія перестает быть революціоным классом.
(Продолж. в cлѣд. Л-А).
А. Бѣлобородов.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003