О НОВОМ КАЛЕНДАРЕ

Название публикации: О НОВОМ КАЛЕНДАРЕ
Газета: Известия Пермского губернского исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов
Дата: 30.01.1918.
Номер выпуска: 18.
Страница(ы): 1
Автор: В. Сорокин.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: календарь, новый календарь.

Текст публикации

О НОВОМ КАЛЕНДАРЕ.
Но постановлепию- Правительства Народных Комиссаров, няиечагапному в предыдущем № „Известий*, в России вводится новый календарь.
„Зачем это нужно”? быть/ может сиросвт иной читателі, незнающий в точности в чем дело. {Задачей настоящей статьи в является вкратце* поскольку это позволяю)? размеры газетной статьи, ответить на этот прос,
Придется начать из^адека.
Что такое прежде всего самое слово „календарь”? — Оно ‘шроисході латинского слова „calandae” (ка- лёнде), которым римліне называли первые числаиаждого мфяца, и обозначает систеот исчисления времени.
Во всех главнейших календарях, а их имеется несколько: юлианский (русский), григориаиский (западно-европейский), индусский, халдейский, армянский, еврейский и проч., время исчисляется юдами. Но год различен в различных калепдарях.
В пауке годом называется время, в которое веиля делает полный оборот вокруг солвца. Назовем его солнечным годом. Его точная величина— 365 дпей 5 часов 48 мив^т 46 секунд. За это самое время, ни на секунду ни раньше, ни позже, земля совершает свой полный оборот вокруг солнца.
В калепдарях, как всем известі^, год распадается на месяцы, а месяцы на дни. В каждом календаро год состоит из известного количества дней. Например наш „прост-лі” год содержит 365 дпей. Он, следовательно,;нГ 5 ч. 48 я. 46 сек. короче солнечного года. Чтобы наверстать эту разницу, каждый четвертый год сделан „високосным”, содержащим 366 дней. Таким образом, в среднем, /ага Год заключает 365 дпей с четверть^ или 365 дней 6 часов. Отсюда видно, что разница между пашин календарпык годом и годом солнечныя хотя и уменьшена путем введения високосных годов, но все-же она остаотся. Эта разница составляет 11 минут 14 секунд еже– годно, что по прошеетвии 128 лет нам даст уже разиицу в целые сутки.- Неудивительно, что н^и составлении календаря эта ошибка бы сделана. Ведь он составлялся 196УѴ*ода тому назад, александрийским аітроно- мом Созигеном. В то время всЦва- уки находились еще в зачаточном стоянии, и если что удивительно,. так это то, что допущенная1 * ошибка так сравнительно мала. ^ &
Составлен наш календарѣ был по приказу римского., императорѣ Юлия Цезаря, подтему и называется ѣлиан- скам. tU-
Когда науки роднились болынѳ и допущенпан ошибка была замечая, ндарь исправить. По приказу папы Григория Тринадцатого ученый того)рсмепи Луиджи Лилно исправил (в 15.82 г.) юлианский ка- лендарь. В этом^аенравлеином календаре, названной по ‘имени паны григорианским, каждые 4 0 (Глет-три високосных года юлианского календаря считаются простыми. Таким образом разница с солнечным годом уменьшается, хотя всѳ-же не совсем: здесь ошибка в одні сутки накопляется не в 128 лет, как в юлианском календаре, а в 4240 лет. гг
Из того фита, что юлианский гвд, принятый в России, несколько длиннее григорианского, принятого во всех культурных странах, получилось то, что мн со своим старым стилем отстаем от европейского новою стиля все более и более. В настоящее вр&мя мы отстали уже иа 13 дней:
когда у нас 1-ое число месяца, в других странах уже 14-е.
Значит вся суть в тон, что мы, с нашим неисправленным календарем, начинаем все более и более отличаться в своон летоисчислении от других образованных народов Европы. И это в то время, когда развитие обмена между всеми народами иусілеиие международных сношений тробуют единообразия в исчислении времени. Неудоб- ’0 f «
Трудовая Россия пережила влаеть ■ бояр, князей и монастырей в Удельной Руси. Трудовая Россия пережила крепоетное право. Трудовая Россия пережила и самодержавие Романовых и власть буржуазии. Величайшие жестокости над народом, бев- человечпые казня, разетре.ш и гонения за правду не только никогда не вызывали заступничества церкви для народа, но черные в’роан всегда яод-
одновреяенюго |сущеетвованн|^*$елыіаіи умение Христа для защи-
двух стилей дает себя чувствовать вея кому, кто по тем или другим делам вынужден сноситься с заграницей. Чтобы устранить эти неудобства, уже ваши старые министерства иностранных дел, финансов, путей сообщения, віу- трвапих дел должны были пользовать ся в различных случаях новым календарем, не говоря уже про многио па- учвые работы, , в которых новый етмль по необходимости должен был быть принят.
Сміодержавпоо правительство еще при Шиколае I думало одно время ввести новый календарь. Я после пего бивало много разговоров об этой. Но что-то все это дело тормозило. Кто же тот виновник, благодари которому введение нового стиля, эте требование жизни, все .откладывалось и откладывалось в долгий ящик?
Этих виновником являются попн- мракебссы. Чуждые всякий запросам жизни, стремящиеся для вящшого ус- иохц своей торговли религией к безраздельному господству над умами томных людей, они всячески противятся всяким нововведениям. И хоть, строго говоря, введѳвие нового стиля им ровно ничем не грозит, они из-за сво- фанатизиа не желали и не жѳ- црипять новый стиль, т. к. старый, юлианский, календарь был исправлен учеными, по приказу но восточного патриарха, я римского папы. Они забывают при этом, что их излюбленный старый, юлианский, календарь был составлен по повелению язычника Юлия Цезаря язычником Созигеном.
Истории борьбы старого стиля с новым есть история борьбы восточных попов с попами западными. Однако, с того времени, как умы европейских народов начинают освобождаться от мракобесного влияния жандармов в рясах и сутіпах, к новому сти.ію начинают переходить один за другим все діароды. В 1700 г. Германия, Дания Голландия, в 1701 г. лютеранские каьтецы Швейцарии, и 1752 г. Англия, в4 5 4753 г. Швеция приняли новый стиль, В настоящее время только Россия и балканские страны придерживались старого стиля. С его отменой Россия еще в одном отн шееии вступает в сопью середовыі народов Западу.
Не в результате борьбы между различными религиозными учениями и победы одного из них делает Российская Республика этот шаг вперед по пути прогресса, прочь от царства распутнвщпны и мракобесия. Нет, она делает эго для сближения со своими старшими братьями, „в целях установления одинакового с почти всеми культурными народами исчисления времени”.
Введение нового стиля в России,— это победа не католицизма, который трещит по всем швам, как все его соратники по умопомрачению, пет,— это победа интернационализма, принципа международного братства.
Единство мер, весов, летосчисления — эте шаг в единству народов.
В. Сорокин

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003