О мире всего мира, о благосостоянии святых Божих церквей и соединении всех Господу помолимся!

Название публикации: О мире всего мира, о благосостоянии святых Божих церквей и соединении всех Господу помолимся!
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 25.02.1916.
Номер выпуска: 43.
Страница(ы): 1, 2
Автор: Епископ Андроник.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Не определена.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: война, церковь.

Текст публикации

О мирѣ всего міра, о благосостояніи святых Божих церквей и соединении всех Господу помолимся!

Уже 19 мѣсяцевъ идетъ страшная, ночти всемірная небывалая война. Много загублено молодыхъ жизней, а сколько ихъ еще потребуется—кто же это знаетъ… И кто же назоветъ это возстаніе народа на народъ и царства на царство, возстаніе не только брата на брата, но дѣтей на свою мать (возстали предатели болгары на Россію— ихъ спасительницу)—кто же все это назоветъ добромъ?! И кто же не пожелаетъ, чтобы скорѣе кончилось это истребленіе людьми Другъ друга?! »
И, однако, никто, никакая сила на землѣ не сможетъ этого сдѣлать, не сможетъ примирить враждующіе народы. Ибо не во власти это людей. Война, какъ и всякая івражда, есть зло, а потому, попущеніемъ Божіимъ, она во власти того, кто есть начальникъ зла. А это есть Сатанаилъ діаволъ со всѣми легіонами своихъ демонскихъ темныхъ силъ. Кто не испытывалъ на себѣ или не видѣлъ на другихъ, когда противъ воли и сознанія человѣка какая-то страшная сила увлекаетъ его на гнѣвъ, на преступленіе… И если въ самомъ человѣкѣ нѣтъ самоотетойчивости, если недостаточно противопололшой силы добра, то невидимая злая сила полонитъ его и увлечетъ до самаго низкаго паденія, до самаго (ужаснаго преступленія. Эта злая ‘сила есть діаволъ, тотъ «врагъ», котораго ощутимо чувствуютъ всѣ духовные борцы-подвижники на добро противъ зла. Онъ торжествуетъ въ плѣненномъ имъ человѣкѣ, играя имъ какъ своимъ рабомъ и послушнымъ орудіемъ,
Вотъ этотъ нашъ «врагъ» Сатанаилъ- діаволъ и взялъ теперь силу не въ отдѣльномъ человѣкѣ, а въ цѣломъ мірѣ народовъ. Онъ ириразился_ къ тому накопившемуся во всемъ мірѣ злу, которое никто но назоветъ добромъ и которое за время войны проявляется” еще съ большею силою, чѣмъ въ мишіов время. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская—вотъ идеалъ или высшая цѣль нашего временнаго міра (1 Іоан. 2. 16). Страсть обогащенія и наживы, страсть наслажденій и удовольствій до пресыщенія ненасытимаго, тщеславіе, славолюбіе, властолюбіе гор- дое)—-вотъ боги вѣка сего. Гордый умъ человѣческій завоевалъ и земную. ,и подземную, и водную, и воздушную стя- ХІИ_И нигдѣ не нашелъ Бога Духа Невидимаго. И рѣшилъ, что и нѣтъ Бога, но самъ человѣкъ гордымъ умомъ своимъ и есть богъ, котороміу все и есть и должно быть покорно. Откровеннѣе и разительнѣе всѣхъ проявляютъ это нѣмцы съ ихъ увѣренностью въ своемъ человѣкобожескомъ сверхчело- івѣчсствѣ. Нѣмецкая душа или культура и есть сѵтпьость всей современной господствующей настроенности народовъ, гордыхъ всею культурою—созданіемъ гордаго ума человѣческаго.
Эта сатанинская гордыня и осатани- ла цѣлый народъ нѣмецкій, подвпгшн его къ неіудоржпмому завоеванію всего міра, истинное благо котораго будто-бьг въ покорности нѣмецкой гордой душъ. Непокорство же народовъ міра нѣмцамъ признается и. объявляется ими какъ ^слѣпое и глупое непониманіе этими народами своего же блага. А потому изъ желанія блага симъ народамъ нужно яхъ покорить хотя бы и насиліемъ, но останавливаясь на этомъ пути аш передъ какими самыми ствапшым* средствами, чтобы скорѣе устрашить ж привести въ покорность непокорныхъ нѣмецкому генію.
Это и есть власть сатаны въ душѣ цѣлаго народа. Иочіуяли это народы и пошли на борьбу съ такимъ сатаннн- кимъ засиліемъ. И о. если бы воѣ народы я.т.и на это съ тѣмъ езятымъ чувствомъ, съ какимъ идетъ русскій солдатъ христолюбецъ: умереть, да не дать въ попраніе своей святыни—святой вѣры. Это не насиліе противъ насилія, а подвигъ, равный мученическому,. это самоотверженное, даже до смерти служеніе добру противъ зла. Такъ и сш. Церковь научаетъ насъ смотрѣть на подвигъ воина, какъ на .^ученическій. Посему она благословляетъ воина на брань, воодушевляетъ его своими молитвами и обѣщаніями вѣнцовъ нетлѣнія отъ Бога,—воодушевляетъ его на смерть за Вѣру, Царя и Отечество. И самое Небо утверждаетъ это своими таинственными откровеніями, когда Царица Небесная является ходящею между’ тѣлами убитыхъ и вѣнчаетъ ихъ свѣтлыми неземными вѣнцами.
Таковъ подвигъ воинскій противу ‘Сатанинскаго возстанія на святыню человѣческой души.
Но не таковъ отвѣть мирнаго населенія на это сатанинское возстаніе. Наблюдается среди мирнаго населенія проявленіе такого нравственнаго безобразія, какого не наблюдалось и въ невоенное «время. Безграничная страсть къ наживѣ и даже хищничеству, использованіе для этого самой бѣды народной, безіудержная и самая разнообразная веселость, шянство и развратъ; интриганство и подлость до низкой продажности, измѣны ‘ и клятвопреступленія… Это тоже самое оеатанѣніѳ людей, что и у нѣмцевъ, только въ другомъ направленіи Тутъ тоже торжество темной силы, плѣнившей людей и на- с-нльетвующей ихъ. И эта нравственная покорность сатанѣ господствуетъ въ
людяхъ, она особенно^лоло.ііила простое населеніе народовѣі а то. которое стоитъ въ разныхъ отношеніяхъ выше этого простого народа, руководитъ его жизнію. Повидимому, въ наше время сатана освобожденъ изъ темницы своей и вышелъ обольщать народы (Апокал. 20. 7). чтобы прельстить, если возможно. и избранныхъ (Мат. 24. 24).
Да, попущеніемъ Божіимъ, люди сами предались во власть сатаны, п онъ торліестнустъ свою въ ішхъ побѣду ® силу. Какой же можетъ быть миръ прж такихъ условіяхъ? Вт, аду, інъ царствѣ сатаны, какъ п среди злыхъ людей, нѣтъ и быть не можетъ мира. Этотъ родъ бѣсовскій не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста (Марка 9. 29), —такъ утверждаетъ Тотъ, Кто побѣдилъ діавола въ самомъ его. царствѣ ада темнаго, туда сішсшедши. Торжеству зла сатанинскаго нужно противопоставить нравственную силу, подвинь въ добрѣ, власть дѵха надъ зломъ. Тогда силою Божіѳю_ будетъ то. что было уже въ жизни Святоій Церкви Христовой: сила духа гонишчхъ христіанъ, нравственная сила ихъ жнзйи я подвига побѣдила страшную енлу зла гонителей, обладавшихъ всѣми способами истребленія христіанъ, пѳ стьспившихся и въ средствахъ для того. Сатана оылъ изгнанъ на .время изъ міра, воцарилась сила Распятаго Христа, върою въ Котораго жили гонимые христіане. Такъ и исполнилось слово ооодренія св. аи. Іоанна Богослова къ гонимымъ христіанамъ; ютъ, Кто въ васъ, оопьше того, кто въ міръ (1 Іоан.
4. 4). т. о. діавола—князя міра ссго, но словамъ Спасителя. Бъ очищенныхъ страданіями христіанахъ не оставалось мъста силъ темной, она> къ нимъ не могла при рожаться, какъ къ носителямъ
Духа Аристова въ своей душевной чистотѣ. Вмѣсто полчищъ демонскихъ ихъ облетали н окружали полки свѣтлыхъ Ангельскихъ силъ, сохраняя отъ всякаго приражеыія тьмы и поражая служителей тьмы силою Вседержителя. іі пораженъ былъ сильный врагъ Креста Аристова, водворился миръ на землѣ. Спасительную силу вѣры, силу нравственную признало надъ собой само сильное и разъяреніще язычество и приклонилось къ подножію Креста, ибо діаволу но осталось .мѣста для господства. надъ людьми: воцарилось въ людяхъ господство добра, правды, свободы, обезпечивающихъ миръ на землѣ.
Вотъ къ чему зовутъ и насъ всѣхъ- переживаемыя тяжкія событія военной невзгоды. Въ то время, какъ тамъ на долѣ брани наши братья-воины умираютъ не за себя, а за святыню нашей народной души,—за правду, за добро, за свободу., за вѣріу,—мы всѣ призываемся къ тому, чтобы здѣсь еще съ большимъ напряженіемъ вести намъ духовную брань со аломъ—причиной,—■ единственной причиной зла военнаго. Посему, братія моя, укрѣпляйтесь Господомъ и могуществомъ силы Его; облекитесь во всеоружіе Божіе, чтобы вамъ можно было стать противъ козье, діавольскихъ, потому-что наша брань не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего^ противъ духовъ злобы . поднебесныхъ (.Ефес. 0. 10—12). Да ополчимся всѣ на эту духовную брань съ обложившимъ насъ царствомъ торжествующаго зла. Подвигомъ поста и молитвы разгонимъ отъ насъ всю силу вражескую; да размягчатся сердца человѣческія, да просвѣтятся и очи духовныя. Тогда доступъ къ намъ будетъ Силамъ Свѣтлыхъ Ангеловъ, которые сами оградятъ насъ отъ приражеиія демонскихъ силъ. Свѣтлая сила добра и чистой свободы возгосподствіуетъ тогда въ душѣ па- родной и противостанетъ темной силѣ зла, обуявшей нашихъ осатанѣлыхъ супостатовъ. Ибо Тотъ, Кто въ насъ, больше того, кто въ мірѣ. И какъ кровь мучениковъ явилась сѣменемъ христіанства, такъ мученическая кровь нашихъ братьевъ воиновъ, самоотверженно умирающихъ за святыню нашей души противъ силы зла вражескаго,— ата кровь явится сѣменемъ мира на землѣ между народами. Ибо тогда не къ чему въ насъ будетъ приразиться силѣ зла вражескаго; она, столкнувшись съ нравственною сплою нашего народнаго воодушевленія, столкнется съ Самимъ Христомъ, лоборающимъ за служителей Сбояхъ. Только таковъ путь л къ той побѣдѣ, которой одинаково съ нами ищутъ и враги наши. Безъ этого невозможенъ и желаниьій миръ.между народами, ибо бѣда не въ войнѣ, а въ томъ злѣ человѣческомъ, которое порождаетъ войну. Плохое было бы лѣченіе нарыва на тѣлѣ, если бы его замазывали
мазью, -вмѣсто того, чтобы черезъ такой нарывъ съ корнемъ вырвать ту дурную кровь, которая не должна оставаться въ тѣлѣ и сама запросилась вонъ изъ него нарывомъ, чтобы оздоровѣло и все тѣло послѣ того. Такъ и въ жизни народовъ и всего міра: бѣда но въ войнѣ со всѣми скорбями и болѣзнями ея, а въ нравственномъ злѣ, -скопившемся и заселившемъ всю жизнь человѣческую. Чьей бы побѣдой война ни кончилась, и послѣ того не будетъ мира въ народахъ, если нс будетъ нравственнаго /возрожденія людей и народовъ. Если осатанѣ- лые нѣмцы окажутся побѣдителями, то въ свосмъ осатаыѣніи они послѣ того дойдутъ до самаго страшнаго конца и себѣ и другимъ народамъ; это будетъ значить, что нѣмцы не познали Божьяго черезъ нихъ промышленія о всемъ мірѣ и за это погибнутъ отъ руки Господней, какъ погибли Навуходоносоръ, Валтасаръ н другіе, бывшіе наказаніемъ и бичомъ въ рукахъ Божіихъ для народа израильскаго, но не познавшіе того передъ Богомъ.
Пѣтъ, смыслъ и конецъ настоящей міровой -воні.ы ташвъ, чтобы познали всѣ народы руку Божію, занесенную на по- губленіе наше за гордость передъ Богомъ. Когда обратятся люди ко Господу всею душею своею смирившеюся, когда совершится это духовное человѣческое возрожденіе, тогда отступитъ и грозная десница Вседержителя. Тогда именно въ немощи человѣчоской проявится крѣпкая сила Божія, чтобы /всѣ народы и преклонились только ле/редъ нею и не •дерзали возставать въ своей гордо- • ст-и на Бозкескуто власть и силу въ мірѣ. Если бы имѣлъ возможность, то умолялъ бы всякаго ура-зумѣть это во спасеніе своѳ и другихъ.
Итакъ, братіе и сестры -о Господѣ, всѣ люди міра сего, моляся о мирѣ всего міра, поднимемъ /всякъ на себя подвигъ добрый въ заботѣ о духовномъ нашемъ -возрозкденіи, каковъ есть подвигу поста и молитвы, _ какъ проявленій силы духа свободнаго на добро противъ зла. Будемъ молить Вседержителя, да разгонитъ весь мракъ насъ облегающій, да разгонитъ всю тьму сатанинскую, да размягчитъ сердца человѣческія, да повелитъ приступить къ намъ ангельскимъ свѣтлымъ силамъ, обороняющимъ насъ отъ ирираженія темной силы, опобора- ющиыъ іи нашимъі братьямъ-войнамъ въ самоотверженномъ /стояніи за святыню нашей, души противъ враговъ- служителей темной силы. Какъ’ всякій молится несомнѣнно о своихъ близкихъ, на войнѣ пребывающихъ, такъ молитесь крѣпко и неотступно горячо о івеѣхъ людяхъ, объ обращеніи всѣхъ къ Богу, чтобы господствующее настроеніе -въ мірѣ было устремлено къ Богу. Тогда сама со(го придетъ всѣми желанная побѣда, а съ нею я всѣми желаемый миръ не призрачный, а подлинный и прочный, когда всѣ люди міра сего н сами осатанѣлыг враги наши ту.рко-тевтоіщ увидятъ въ нашей немощи все превозмогающую силу Бозкію и преклонятся передъ ііеГо, управляющею /всѣмъ міромъ. О семъ да будетъ наша общая забота и молитва о всѣхъ людяхъ, особенно въ наступающій святой и великій постъ. Самъ же Господь мира да дастъ намъ миръ всегда во всемъ; Господь со всѣми нами. (2 Со л. 3. 10). Пермь. Прощальное Воскресеніе—21 февраля ]916 г.
Епископъ Андроникъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003