Новое послание первосвященника Тихона

Название публикации: Новое послание первосвященника Тихона
Газета: Известия Пермского губернского исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов
Дата: 15.03.1918.
Номер выпуска: 43.
Страница(ы): 1
Автор: И. Степанов.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Не определена.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Вильгельм, Тихон, Фридрих.
Топонимы: Германия, Россия.
Ключевые слова: война, мирный договор, условия мира.

Текст публикации

Новое послание первосвященника Тихона.
Первосвященник Тяхоп выступил с новым посланием. От того, которым он разразился месяц тому назад, оно отличается даже по внешнему виду. Тогда ов имоиовался „Божиего нплоетшо патриарх Московский и всея Руси”. Эти слова многим напомнили, что мы ссадили с одпого трона одного .Божиего мплостпю самодержца всеросспйскаго*, но зато на другой трон нозанетно взбирается другой самодержец. Должно быть господа, его окружающие, сами почувствовали, что торопиться но следует. Теперь первосвященник Тихон именует себя .волей Божией патриархом Московским и всея Рус*”. Пустые, чисто словесные перемены, но все же выходит помягче.
В новом послании нот тех ругательств » проклятий, которыми было переполнено первое послание. Оно и понятно. Тогда первосвященник и его рать не столько кропилом и кадильппцой, сколько зубами и когтнмн защищали церковпую и монастырскую собственность, которая позволила им превратиться в князей церкви, окруженных роскошью, не уступающей светским князьям. Теперь дело вдет о другом,—о бреет-литовских переговорах и об их завершении, И еелибы дело окончилось даже так, как предположено в последило дпи, где же найти здесь, первосвященнику Твхопу слово негодования? Он оказывается в двойственном положении. ‘G одной стороны, звапие первосвященника всероссийского обязывает заботиться о цолостя и нераздельности всей России. А с другой стороны более сильный голос крупного собственника говорит, что Рнльгольм несот избавление крупной собственности кпязой церкви и светских князей—всех этих Тихонов, Трубецких, Вснпамипов. Олсуфьевых, Платонов, Родзяпко и т. д„ в лицо Впльгельма белая гвардия Германии идет и а подмогу разбитой белой гвардии рстляпдпн, Лифляндии, Финляндии, Москвы и всея Руси.
Как продолжатель славных преданий Москвы и ео церкви, Тихон но испытывает тревоги от приближения германских ударников. Если более полутысячп лот тому назад православная московская церковь возносила моленвя о татарских -ханах, при которых ее владения росли с величайшею быстротой, то почему же при случае не возносить моления за Фридрихов и Вильгельмов, которые все же—христианевде императоры?Да к почему не возносить молений за них, если они прямо идут на подмогу церковной и светской крупной собственности? г: Ц. §
■ Первосвященник Тихон знает, что Вильгельма зовут прибалтийские бароны, украинские сахарозаводчики, всероссийские белогвардейцы, капиталисты п но- хещаки. Но для зтих изменников н предателей у него нет пламенного негодования: но о родине, продаваемой крупными собственниками, не о рабочих и крестьянах, на которых они зовут палачей, скорбит его христианское сердце, а об этих,самых изменниках и предателях. Off- так-таки прямо и ппшог:
„Изстрадавшисся сыны родины пашой готовы даже малодушии книуться в объятия врагов ее, дабы искать среди пих в под ил властью усиокоеипя жизни общественной, прекращения ев ужасов”.
Когда сыны нашей родины, рабочие в крестьяне, изстрадавшиося под вековым гнетом эксплуататоров, разогнули свою спину и сказали, что они хотят положить конец ужасу своего экономического к общественного положения,—первосвященник Тихон громогласно вострубил: отлучаю вас от таинств и продаю проклятию в жизни настоящей и будущей. Ын слова упрека не нашлось у него для тех капиталистов и помещиков, для тох князей церкви и монастыря, которые отбирали у крестьян и рабочих плоды их труда и оброкали их на вочную нищету, безнросвотноо невежество, одичание, вырождение,—ни слова упрека богатому, возлежащему за своей роскошной тр а позой, и озлобленный окрик для бодняка- Лазаря, который не захотел бодыпо пресмыкаться пород богатыми.
В новом послании первосвященник Тихон укоряет, но не предателей, объединяющихся с палачами рабочо-крестьянской России, а ту власть, которая будто бы .довела русских людей до такого отчаяния”.
Однако, первосвященник Тихон слишком хорошо знает, что теперешняя власть России просто творит волю крестьян и рабочих: она, можно сказать, идот не впереди народных масе, а слодуот за ними. Только после того, как крестьяне стали возвращать от помещиков землю и уже очень многое сделали в этом направления, советская власть заявила, что вся земля переходит от помещиков в народу боз всякого выкупа. И только после того, как рабочие стали подчиняв себе фабрики и заводы, созданные в существующие их трудом, рабоче-крестьянская власть с большой медленностью начала превращать капиталист ческие предприятия в общенародное достояние. Значит, дело но во власти, а в той городской и дсровснской бодибте, которой эта власть подчиняется.
Зная всо это, первосвященник Тихон обращается с увещанием к рабочим и крестьянам:
«Первое воего – прекратите взвитые распри и иеждуусобиую брань».
Достигнуть же этого очень просто:
„Оставивши зхобу п вражду взаимную, возлюбите еипждо ближнего своего: богатые. кори :то и одевайте нищих, бедвыо ■ убопе, ие злобстиуйге па имущих достаток, но ожесточайте сердец ваших, по купите жребия своего и доволыш будете оброки вашими”.
Всероссийский церковный собор съехался слишком поздно, и слишком поздно избрал первосвященника. Иначе перво-
РАСПОРЯЖЕНИЯ ПО МИНИСТЕР СТВУ ФИНАНСОВ:
На казенный сдафт, отпускаемый на надобности, указанные в статьях 4831 я 486 уст. об акц. сб. изд. 1901 года ж но прод. 1912 г., назначаю следующие цены повсеместно за один градус:
1 На указанию в см. л S3′ ус*, улъ.
священник^ Тихон еще в марте’ прошлого года продал бы проклятию почти всо население России за то, что оно перестало радоваться иным оброком, которые уплачивало Николаю Романову.
Первосвященник богатых, богатыми поставленный во главе церкви, открыто вписывает тот общественный строй, который снискал бы его благословение. Пусть бедные и убогие, рабочие п крестьяне не клянут своего жребия, пусть онп безропотно несут ям оброки, которые налагают па них капиталисты, помощней, первосвященники и епископы, пусть смиренно спасают себя для жизни будущей бедностью я убожеством в жизни настоящей и предоставят богатым спасать себя крохами, падающими с их стола бедному Лазарю: тогда умолкиот мождуусобная брань, тогда крупные собственники по будут призывать на Россию полчищ Вильгельма, тогда на земле водворится царство первосвященника Тихона,
На этот раз он выступает с большой откровенностью. Отбросив все прикрасы, он заявляет, что его цоль— сохранение ныне, и прпсно и во веки веков такого общоствоннаго строя, при котором наворху богачи утопают в роскоши, а внизу боднота лежит, задавленная, измученная, „и псы лижут язвы ее*. И первосвященник Тихон хочет убить у бодноты всякое помышление о том, что общество можот быть устроено по другому.
К утешительным надеждам располагает первосвященника Тихона нашествие германских белогвардейцев. Он говорит.
.Пусть даже враг сильнейший и пленит ва время ваши города а селения: вы примите сне, как выражение гнева Божня, па вас нязведениаго волею Провидения га прошлое, н в глубоком чувстве искреннего покаяния почерпнете силу для своего ду- ховиаго возрождения”.
ПорвосвящоииитаТихон так связал себя с крупными собственниками, что в защите их интересов не останавливается перед прямым богохульством. Призывами прибалтийских баронов, финляндских белогвардейцев, украинских панов и сахарозаводчиков, всероссийского капитала движется на пас карательная экспедиция. А порвосвящонник говорит, что ее ведет рука Провидения. Еще немного, и он скажет, что грешно противиться этой силе, ибо это значило бы противиться воле самого Бога.
Первосвященник Тяхон вместе со всеми крулпыни собственниками уже продаотся сладостной надежде, как германские палачи призовет крестьян и рабочих к покаянию, и как виселицами и разстрелами они приведут нашу страну к возрождению,
„возможному только под ceniro святой церкви православной, под мощной защитой оруяия веры Христовой .
Наше время ворнегся!—торжествующе говорит Тихон. Он мечтает о том, как Вяльгольм заставит крестьян и рабочих возвратиться под прежиее ярмо и притворяться, будто они довольны „оброками”, и будто они сдолались такими, христианами, как того хочется Тихону.
Мы приветствуем новое послание первосвященника Тихона. Еще пссколько таких грамот, и ыы, пожалуй, просто начнем перепечатывать в своих газетах. Они быстро откроют глаза тем, кто дп сих пор ходил в темноте.
И. Степанов.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003