“Non possumus”

Название публикации: “Non possumus”
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 19.12.1915.
Номер выпуска: 328.
Страница(ы): 2
Автор: И. Пересветов.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Габсбурги, Фердинанд.
Топонимы: .
Ключевые слова: Австрия, Болгария, Греция, Италия, Польша, война.

Текст публикации

“Non possumus”

Въ началѣ воішы ни греческій король, ни,—извините за дурное слово,— болгар і- скій Фердинандъ, ни другіе вожди, остав- і- шіеся незахваченными потокомъ» событій.
не привлекли,, кажется, къ себѣ такого ь вниманія, какъ, римскій периоовященіникъ. ь Горделивое благословеніе «ГгЬі еі огЬі» О1 и му и вселенной), ниспосылаемое на
пою ст> балкона лютеранской церкви, не могло сохранить своето всеобъемлющаго безгцристрастія. «Не стерпите, -святой >- отецъ» зрѣлища католическихъ» святынь, г* оскверненныхъ въ Бельгіи, во Франціи >- и отчасти въ русской Польшѣ»,—дума-
ii лось нѣкоторымъ» увлекающимся зрнтелямъ міровой трагедіи. Когда графъ Ледоховскій занялъ постъ чернаго іідпы> ь (генерала ордена іезуитовъ) стали вспоминать его познанскаго однофамильца, и нѣкогда тягавшагося съ Бисмаркомъ, и въ воображеніи рисовались картины,’ о какъ, папа призываетъ, родную Италію и ь католическое -славянство къ крестовому і, походу.
ь Но. какъ, въ 1848 г. Пій IX не благословилъ объединяющейся Италіи, такъ, 66 лѣтъ спустя Ватиканъ остался Оезмол  венъ и- только слышатся уклончивыя [- слова Бенедикта XV яро то. что война г вообще ужасна, -и- что злодѣянія производагося якобы -обѣими сторонами, а оіце нѣтьнѣтъ, да нѣмецкіе пробные иіары, намекающіе на блага мира, сплетутся съ име- г немъ» папы…
И вотъ увлекавшіеся было зрители прозаически высчитываютъ: кого же Ва тикану выгодно благословить? Ни отъ 4 Франціи, ни отъ Италіи нынѣ нечего ждать чего либо цѣннаго. Никакой опас- , ности для пего не таитъ въ себѣ Германія, гдѣ весь югь—католическій, и гдѣ е горсть познанскихъ поляковъ если и страдала, то не за вѣру, а за языкъ. Но ‘ будь въ, этихъ государствахъ даже и ) острѣе поставленъ вопросъ, о выгодахъ папства, все же есть гиря, которая перетянетъ все,- чтобы папа ни положилъ на фугую чашку вѣсовъ- Гиря эта—Австрія.
3 Русскій человѣкъ, десятками -лѣтъ бе- і зучастпо взиравшій на западный на і тискъ, только теперь привлеченъ къ по ниманію того. какъ Берлинъ- и Вѣна 3 распредѣлили между собою роли. Германскій монолитъ—откровенно расплющиваетъ все, что у него находится полъ бокомъ. Онъ силенъ техникою, организаторскою способностью и т. д., но никакого сочувствія къ себѣ онъ ни въ латышахъ ни въ литовцахъ, ніі въ полякахъ вызвать не можетъ. Германецъ идетъ съ огнісмъ и мечомъ, встрѣчай его тѣмъ же,— вотъ и всѣ наши съ нимъ взаимоотнотенія.
Совершенно иное дѣло—австрійскій конгломератъ.
Исторія подчасъ повторяется съ пора- . зителъной тождественностью- Въ лицѣ , Австріи съ конца XVIII в. передъ Рос . еійской Имперіей предсталъ топ, же организмъ. какимъ для московскаго царства была Рѣчь Посполитая. Здѣсь— часть Руси, объединенная Литвою. ,*но- ставлеиа была вй) полюжѳтгіе магнита. долженствовавшаго притягивать къ себѣ восточныхъ соплеменниковъ. Если Львовъ», Кіевъ, Минскъ мотетъ» быть вотчиной Ягайловнчей, почему бы ею не быть Смоленску, Твери? Русскіе князья и бояре Вишневецкіе, Чарторійскіе, Ост- рождкід, Оантушки быстро втя’гивались въ жизнь рабовладѣльческой республики, а триста лѣтъ тому назадъ» оказалось, тго у польскаго короля и въ Москвѣ нашлось достаточное число родовитыхъ, сторонниковъ. Но народъ обнаружилъ всю силу своего -государственнаго чѵгья. и Русь, перейдя въ наступленіе, спокойно разрѣшала вопросы: если Тверь, Новгородъ должны быть вотчиною царя московскаго, то какъ же не быть ею Кіеву, Минску и т. д.
-Въ концѣ XVIII в. споръ» былъ рѣшенъ почти полностью.
Однако же, Габсбурги, всосавъ часть Польши (Краковъ) и Руси (Львовъ), мигомъ подняли рухнувшее знамя Ягайловичеви
Горизонтъ Австріи шире, раепрости», I ясь не на одну Русь, но и- на все сла^И с-тво, игра ея тоньше д силы болъщ съ тѣмъ же католицизмомъ, съ т(.«Е’ оломь «зарядной цііівяліи-зацш», -1р;уИ лась она на востокъ, уловляя мечдате,’Н ныя славянскія ауши- и уничтожая цЯ тестующихъ.
Можетъ ли теперешняя война щ-.І жить предѣлъ, этому движенію?
Дабы разсуждать >тголпѣ академіи ски,—-допустимъ, что Вѣнѣ удастся оЖ-, щеетшіть на востокѣ австрійскую грамму. «Большая» ли это программа нЯ «малая»—все равно. На великой руссмИ раввинѣ нѣтъ рѣзко выражошой лергД Если Львовъ, -можетъ быть а-встрійс^И (или числится въ фштивно-самосюД тельной Полыпѣ), то почему не раздѣли его участи Холму, Житоміру. 1‘ауев® I Кіеву? Слѣдовательно, сколько бы а В отмежевала себѣ Австрія—передъ нею* В всякомъ случаѣ остается очередная > | .была. Допустимъ, что намъ, удастся а I западѣ осуществить русскую тсародно-к I
Ісударственнуго программу. Что тогда! И Тогда Россія принимаетъ во внутрь д стицы, зараженныя идеею подъинеі, восточной культуры западному вліяііт М Частицы эти со -временемъ; могутъ ш-у-Я воспитаться, ио подобное перевоспитаю  —процессъ длительный: на первыхъ порахъ надо будетъ счита ться съ пи Я мнѣніемъ о себѣ, какъ» объ» авантардіИ культурныхъ силъ Запада, и нргдві- I дѣть всѣ послѣдствія, изъ» сего проще кающія
Удивляться ли послѣ ЭТОГО, ЧТО БИ въ I 1848 Г-, ІБІИ ®ъ! 1914 Г. римскій иерЕосвя- I щеннякъ не могъ сочувствовать итальянжому выступленію противъ Габсбурговъ. I и что на всѣ призывы лишить Австрія I благословенія Ватикана ііеизъгЬБ-Ео отвѣтитъ своею обычною формулою: «Кои роззишив»—«не можемъ».
И внемля этому отвѣту, вглядываясь въ новый натискъ, грозящій русскому западу, мы обязаны на всю Европу провозгласить наше собственное «Ріои роьышш».., Что вражья сила—въ нашей слабости, а слабость наша—въ невѣжествѣ, это, конечно, «общее мѣсто», но повторять его надо почаще, да погромче- 5 насъ справедливо сѣтуютъ на отсутствіе познаній о славянствѣ, доходящей до того, что въ ! представленіи -русскихъ интеллигентовъ | Сосняки говорятъ по боснійски, а черногорцы—«по черногорски». Ыо, Боже мой, какою роскошью покажутся познанія о ! славянствѣ, если вспомнить, что русское ‘ общество доселѣ лишено какихъ бы то ни было свѣдѣній о запа..ной половинѣ родной земли. Недостойный своего вели- , каго отечества, русскій п-жгеллштенть лн- . шенъ способности постичь Русь во всемъ ея разнообразіи.
Поговорить «о значеніи Россіи, какъ синтеза востока и запада»—это у насъ любятъ, но многіе ли органически усвоили истину объ единствѣ Руси. ‘У. насъ есть кафедры русской исторіи, но «ординарныя» |К іэковраррданарныч» личности, иа нихъ сидящія, преимущественно коснѣютъ въ московско-петроградскомъ сепаратизмъ, а ихъ слушатели, родившіеся въ- центрѣ, представляютъ себѣ Бѣлую . и «Малую Русь» въ видь какихъ-то польско-жидовскихъ городишекъ, или же въ у видѣ степей, гдѣ чумаки поютъ: «не ходы Грыщо на вічорныцю». «Владыку » ссылаютъ въ Польшу»—недавно плакались волжскіе почитатели одного -іерарха, о провожая его въ обитель гродненской гу. г, берніи, а если вы въ обществѣ заговори- і те о необходимости учредить въ Вильй ‘ русскій университетъ, не услышите щ і вы упрека въ обрусительныхъ тенденці. яхъ? Съ тѣмъ же глубокимъ невѣжествомъ БОНІЛИ МЫ ВЪ 1914 г. ВТ. тіяліу Н{- „ счастыую Галичину, и нѣтъ надежды щ то, чтобы въ 1916 году мы- вернулись во Львовъ съ большимъ запасомъ элѳхіэ- тарныхъ свѣдѣній, і (Окончаніе слѣдуетъ).
И. Пересвѣтов

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003