Не политика; а сумасшествие

Название публикации: Не политика; а сумасшествие
Газета: Сибирские стрелки
Дата: 21.03.1919.
Номер выпуска: 48.
Страница(ы): 2
Автор: И. А. Некрасов.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Интервенция союзных держав.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Керенский.
Топонимы: .
Ключевые слова: Интервенция, Польша, Россия, Румыния, Чехословакия, союзные державы.

Текст публикации

[в середине статьи прорези, часть текста утеряна]

„Не политика; а сумасшествіе”.

Так опредѣляя Керенскій политику союзных держав в отношеніи Россіи. Для него, как и для многих руководителей и уча’тников русской революціи, не видавших подлинной политической жизни современных государств. способов осуществленія теоретических предпосы- лок, воспитайвнх на строгой доктринѣ, она была тяжким ударом, большой неожиданностью.

Маленькая Румынія, разоренная Сербія- и Черногорія, вновь образующіяся Чехо-Славія и Польша великими державами поставлены в лучшее положеніе, чѣм принесшая огромныя жертвы на алтарь войны великая Россія.

Страна вынесла на своих плечах всю тяжесть первых лѣт борьбы, своим иа- тиском спасла Францію и Англію ог неизбѣжно грозившаго им пораженія. Она взялась за оружіе и напрягла всѣ свои силы в защиту права и справедливости. И только событія внутгенней жизни выбили Россію из военнаго строя, к моменту заключенія общаго мира, свели ея значеніе к нулю, лишили представительства в Версальской дворцѣ.

И современные властители міра не только не защищают національны* ин- тересов Россіи, но, наоборот, они забыли их и за русскій счет компенсируют своих счастливых друзей, вырѣзая кусочки из живого тѣла страны.

Прискорбный факт. Но перед нами проходит наглядный предметный урок международной политики. И русскому народу, в особенности русской интеллигенціи, на собственной тѣлѣ предстоит убѣдиться, что в политикѣ нѣт сантиментальности, нѣт снисхожденія и, несмотря на разговоры о Лигѣ народов, дѣйсгвует строгій расчет.

К народам, кяк и к отдѣльный ли- цам, предъявляется суровое лаконическое требованіе „со щитом иль на щитѣ”—горе позорно бѣжавшим с поля битвы! Симпатіи друзей и союзников не даются даром—их надо еше заслужить.

Румынія хотя преждевременно удалилась с поля міровой войны, но к тоЦу у ней были уважительныя причины- Она была отрѣзана от ороих союзников, со всѣх сторон окружена врагами, ей неминуемо _и в то время безполезный дЯРВЧтеьпых уча ник щ войны разгром. Румынія капитулировала. Однако, капитуляція ея была почетной. Она сохранила свое государство, всю армію, не потеряла своего лица. выговорила свободный нр >ѣзд союзный войскам. В резулыаіѣ—ея сравнительно кратковременное участіе в войнѣ не забыто и будет щедро вознаграждено.

Не то с Россіей. Она имѣет свои заслуги. Но в послѣдній рѣшительный мо- мент войны она свернула свои знамена и позорно бѣжала с поля битвы. Своим дезертирством она поставила союзников под угрозу гибели результатов предшествующи! лѣт борьбы.

Измѣнила Рос дя. Не правительство, а русскій народ. Протопопов и его антиподы-вожди „революціонной демократіи” сошлись в своем преступной замыслѣ заключенія сепаратнаго мира.

Большевики, по мнѣнію Керенскаго, захватили власть против воли болыпияства демократіи. Но кто же боролся про- тив наступавшаго большевизма!

Незначительная группа интеллигенціи юнкера, кадеты, казачество. Гдѣ была остальная демократія? Она в лучшей случаѣ оставалась пассивной зрительницей совершающихся событій.

Мы не можем замалчивать наших ста- рых грѣхов и ошнбок Страна заблуждалась. И пынѣ она несет расплату за свои прегрѣшенія.

Международный контроль на желѣз. дорогах, Принцевы острова, выдѣленіе Бессарабіи из русских владѣній—это ьрест національной Голгофы за паши ошибки.

Но и до сих пор мы не можем забыть своих старых традицій. Мы слишком привыкли к чужой опекѣ над вами. Наши взоры обращены в туманную даль, на которую мы возлагаем надежды. Мы постоянно просим и молим о защитѣ сосѣдей, но сами не двинемся с мѣста.

К сожалѣнію, к стыду—это так. Мы слишком много полагалась на ожидаемую помощь союзников. Делегаціи русских безпрерывно обивали пороги веди- ких держав. И эта помощь пришла Но… „не политика, а сумашествіе“ сопут- ствуют ей.

Мы не склонны так рѣзко судить о политикѣ союзников Россіи. Огвѣтсгвен- ность за свои грѣхи нельзя вочлагать на других. Они привыкли стоять на стражѣ своих національны! интересов, с оружіѳм в руках отстаивать каждую пядь свонх владѣній. В борьбѣ за свое существованіе они не ждали и не искали ничьей поддержки, полагаясь на их собственныя силы стпаны.

То же самое должны сдѣлать и мы. Земля наша велика и обильна, правда, порядка в ней нѣт, но мы должны Усга новить и его. Пора, отказаться от при зывов варягов. Судьба страны, возрож деніе Россіи—дѣло наших собетвенных рук.

ІІольша, Чехо-Славія, послѣ продолжи* тельной упорной борьбы, добились призванія своих нрав, своей нешвисимости. И если эти маленькія славянскія племена спасли свою національность, культуру, то многомилліонная Россія погибнуть не может.

“Н >, полагаясь исключительно на помощь извнѣ, мы еще не однократно уви- дим то, что Керенскій назвал „не политикой, а сумашествіем“.

И. А. Некрасов.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003