Народный театр и земство

Название публикации: Народный театр и земство
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 08.05.1914.
Номер выпуска: 19.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния, Наука, культура и искусство, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Народный театръ и земство.
Тип публикации: Корреспонденция.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния, Россия.
Ключевые слова: деревня, крестьянство, культура, народное просвещение, народный театр.

Текст публикации

Народный  театръ  и  земство

 

«Театръ  не  бездѣлица  и  не  пустая  вещь,  если принять  въ  соображеніе  то,  что,  благодаря  театру, толпа  въ  нѣсколько  тысячъ  человѣкъ,  ничуть  несходныхъ  между  собою,  можетъ  вдругъ  зарыдать однѣми   слезами  и  засмѣяться   однимъ   смѣхомъ. Это—великая  школа,   въ  которой  можно   оказать міру  много  добра». Гоюль.

Пришло  время, когда эта  „великая школа”—театръ, черезъ  которую  можно  оказать  много  добра  міру,  появилась  и  въ  деревнѣ,  и  все  чаще  и  чаще  приходятъ оттуда  извѣстія   о  благотворномъ   вліяніи  сцены   на нравы  крестьянскаго  населенія   хотя  бы  въ  дни  праздничнаго  отдыха. Именно   въ  настоящее  время,   съ  развитіемъ  въ деревнѣ,  на  почвѣ  скуки  и праздности,  такихъ  поступковъ,  которые  характеризуются несовсѣмъ удачно  „хулиганскими”,—театру   предстоитъ  съиграть  большую роль  въ  дѣлѣ  насажденія  разумнаго   сельскаго   развлеченія.

Всѣ  виды  разумнаго  развлеченія—театръ,   чтенія, лекціи,  всевозможныя  народныя  игры,  гулянья,   лучше всякихъ  циркуляровъ  и  запретительныхъ  мѣръ,   отъ кого  бы  послѣднія  не  исходили,   противодѣйствуютъ самымъ  рѣшительнымъ  образомъ  и  пьянству  и  хули­ганству  и  всѣмъ  другимъ  послѣдствіямъ праздности въ глухой  удушливой  атмосферѣ  русской  деревни. Гдѣ  больше  разумныхъ  развлеченій,  тамъ  меньше пьянства,  и  наоборотъ.  Въ  этомъ  отношеніи  вѣрная мысль  высказана  германскимъ  профессор.  Зомбартомъ: „Если  бы  въ  крупныхъ  промышленныхъ центрахъ Германіи,   говоритъ  онъ  въ  одномъ  изъ  своихъ  трудовъ, не  было  культурно-просвѣтительныхъ учрежденій, сою­зовъ,  народныхъ домовъ,  музеевъ,  библіотекъ, театровъ, аудиторій,  имѣющихъ  цѣлью  удовлетвореніе  духов­ныхъ  потребностей  рабочаго  класса,  то  алкоголизмъ принялъ  бы  такіе  чудовищные  размѣры,  какихъ  Германія  еще  не  помнитъ  за  весь  періодъ  своей  исторіи”.

Если  и  у  насъ  въ  Россіи  пойдутъ,  въ  борьбѣ  съ народной  темнотой  и  деревенскимъ  и заводскимъ праз­дничнымъ  разгуломъ,  по  пути  Германіи,  то  нѣтъ  сомнѣнія  и  наша  народная  масса  скорѣе  пойдетъ   и  въ театръ  и  на  лекцію  въ  Народный  Домъ,  и  безъ  сожалѣнія  оставитъ  пивную  и  винную  лавки,  а  вмѣстѣ  съ ними  и  ссоры  и  драки. Нужно  только  скорѣе  идти  по  этому  пути  культурныхъ  государствъ. Поэтому  нѣсколько  непонятнымъ  покажется  слѣдующее  извѣстіе:   „Министерство   внутреннихъ  дѣлъ отклонило  ходатайство  Ветлужскаго  земства  (Костромской  губ.)  объ  открытіи  земствомъ  народнаго  театра въ   с.  Одоевскомъ.   Ходатайство   отклонено  на  основаніи  того  соображенія,  что  „расходъ  на театръ  слишкомъ  новый  для  земствъ”.

Какъ  извѣстно,  наше  Пермское  губернское  земство,  оказывая  пособіе  деревенскимъ  кооперативамъ  и сельскимъ  обществамъ  на  постройку  Народныхъ  Домовъ,  этимъ  самымъ  содѣйствуетъ  появленію  въ  деревнѣ  благоустроенной  театральной  сцены.  Пусть  въ нѣкоторыхъ  захолустныхъ  селахъ  еще  находятся мало­культурныя  личности   (даже  изъ  среды  деревенской „интеллигенціи”),  которыя  считаютъ  театръ  грѣховнымъ  дѣломъ  и  даже  самое  учрежденіе   „Народнаго дома”  называютъ  „капищемъ  сатаны“),  но  земство,  а съ  нимъ  и  лучшіе  представители  самого  крестьянства прекрасно  сознаютъ,  что  въ  подобныхъ  нареканіяхъ па  новыя  культурно-просвѣтительныя   задачи   земства скрыто  простое  заблужденіе.   Нѣтъ  сомнѣнія,   сцена театра  нерѣдко  превращается  въ  сцену  низкихъ  и  по­шлыхъ  страстей  и  въ  большихъ городахъ,  напримѣръ, въ  Москвѣ  рядомъ  съ  Художественнымъ  театромъ, великою  школою  искусства  и  живой  жизни,   процвѣтаютъ  кафешантанные  театры.

Прибыль  ихъ—нажива  и пробужденіе  низкихъ  наклонностей  и грубыхъ чувствъ. Но  дѣятели  нашей  молодой  народной  сцены  уже прекрасно  разбираются,  что  люди наживы могутъ втоптать  въ  грязь  самое  лучшее  чувство,  святую  мысль, самое  свѣтлое  начинаніе. Въ  нашу  редакцію  прислано  характерное  письмо отъ  одного  изъ бывшихъ  дѣятелей  народной  сцены  въ Оханскомъ  уѣздѣ,  а  нынѣ  состоящаго   слушателемъ лекцій  въ  Московскомъ  народномъ  университетѣ.Попавши  въ  Москву  этотъ  глубоко  убѣжденный въ  благотворность  народной  сцены  работникъ  въ  дни Рождественскаго  праздника,  при  скудости  своего  бюд­жета,  не  могъ   купить  билета  въ  большихъ  художе­ственныхъ  театрахъ  и   попалъ   въ  зрительный   залъ какого-то  кафешантана.  Глубоко  было  разочарованіе вдохновленнаго  народной  сценой  зрителя   и  столь  же глубоко  возмущеніе  и  презрѣніе  къ  людямъ,  втоптавшимъ  въ  грязь  святое  искусство.

Но молодой  работниік,  вышедшій  изъ  деревни  и который, быть можетъ,  скоро вновь  будетъ возвращенъ къ  ней,—искренне  вѣритъ,  что  тамъ,  въ  его   родной деревнѣ, не  пойдутъ  по  пути  поруганной  сцены. И  онъ  глубоко  правъ…Земство,  содѣйствуя  устройству народнаго  театра въ  деревнѣ,  въ  то  же  время  содѣйствуетъ  и  лучшему подбору  пьесъ,  идущихъ  на  народной  сценѣ.Т акъ  въ  докладѣ  Оханской  земской  управы  очередному  земскому  собранію  (1913  года)  читаемъ:„Сорганизованная  при  управѣ  небольшая  театральная  библіотечка  работала  весьма  успѣшно,  произ­водя  выдачу  127  народныхъ пьесъ,  38 дѣтскихъ и  6 руководствъ.  Пьесы  выдавались   12  училищамъ,   17  учителямъ,  іо  пожарнымъ  дружинамъ  и  3  библіотекамъ- читальнямъ.  Всего  поставлено  было  въ  уѣздѣ  свыше 10о  спектаклей,  съ  участіемъ  во многихъ случаяхъ  мѣ­стнаго  крестьянскаго  населенія,  преимущественно  молодежи.  Ставились  пьесы  бытового  характера,   какъ имѣющія  наибс ль вій  успѣхъ  у  публики.  Ставились  пьесы  бытового  характера,   какъ имѣющія  наибс ль вій  успѣхъ  у  публики.  Почти  всѣ спектакли  кончались  танцами, осеісіа  проходившими  безъвсякизъ  безчинств, при  общемъ  единеніи зрителей  безъ различія  сословій  и  общественнаго  положенія

„Вь  общемъ,  по  заключенію  всѣхъ  устроителей, народные  постами  въ  сильнѣйшей  степени способствуютъ правствсюіому  оздоровленію  деревни, отвлекая  народъ  и  въособенности  молодежѣ  отъ  праздничныхъ—пьянства, разсула  и  неизбѣжно  связанною  съ  ними  хулиганства.Именно  на  этотъ  путь  ближайшаго  и  самаго  благотворнаго руководительства  народной  сценой  вступило  и  Камышловское  земство. Ниже,   въ  отдѣлѣ  к  ірреспонденцій,  сообщается, что  Камышловское  земство запросило особыми анкетными листами  народныхъ учителей о цѣлесообразной организаціи народнаго тзаір ч  и  предполагается  весь  уѣздъ раздѣлить  на  3  участка  съ  районными  театральными библіотеками  лучшихъ пьесъ,  складами декорацій  ит.  п.

Наконецъ,  содѣйствіе  какъ  въ  лучшемъ  подборѣ репертуара  народ  а  о  театра,  такъ  и  въ  декоратив­ной  его  постановкѣ  оказываютъ  Московскій союзъ  по­требительныхъ  обществъ,  особая  секція  народнаго  те­атра  при  Московскомъ  народномъ  университетѣ,  да  и сами  наши  деревенскіе  кооперативы,—мы  вѣримъ,— сдѣлаютъ  все  возможное,  чтобы  охранить  и  защитить сцену  сельскаго театра отъ невѣжественныхъ нареканій.Лица,  относящіяся  скептически  къ  сельскому  те- атрз’,  обыкновенно  выставляютъ  то  положеніе,  чго  въ деревнѣ  нельзя  найти  людей, которые  могли  бы  играть на  сценѣ.  Опроверженіе  этому взгляду  могутъ служить сельскіе  театры  Московской  губерніи.  Сельскіе  театры здѣсь  за  шесть  лѣзъ  существованія  достигли  внуши­тельныхъ  успѣховъ.

Обязанности артистовъ и въ этихъ театрахъ  исполняютъ  молодые  крестьянскіе  парни  и дѣвушки.  О  ихъ  сценической  подготовкѣ  говорить  не приходится:  большинство  изъ  нихъ  хорошихъ  арти­стовъ  въ  глаза  не  видали.  И  что  же—эти  простые  деревенскіе  парни  и  дѣвушки,  грубые  и  неповоротливые въ  обыденной  жизни,  такъ  художественно  исполняютъ на  сценѣ  свои  роли,  что  вызываютъ  одобреніе  даже у  строгихъ  театральныхъ  критиковъ.Въ  заключеніе  тѣмъ,  кто  еще  остается  противни­комъ  народнаго  театра  въ  деревнѣ, скажемъ: если  русскій  театръ,—лучшій  театръ  на  всемъ  земномъ  шарѣ по  глубинѣ  своего  чувства  и художественному  воспроизведенію  жизни,—воспитываетъ  и  нравственно  обогащаетъ  людей  города,—людей  болѣе  или  менѣе  культурныхъ,—то   тѣмъ   глубже   это   обогащеніе   коснется  крестьянской  души  и  сердца сельскихъ  зрителей, У  которыхъ  уровень  духовнаго  развитія  весьма  низокъ и  гдѣ  всякая  новая  мысль  и  новое  чувство,  идущее  со сцены,  запечатлѣваются   широко,   непосредственно  и ярко. И  вмѣстѣ  съ  нашими   корреспондентами   мы  желаемъ  успѣха  культурнымъ   работникамь   деревни   въ продолженіи  успѣшно  начатаго  въ  деревнѣ  театраль­наго  дѣла  для  пользы   крестьянина  въ  праздничные дни  отдыха  отъ  тяжелаго  труда.  Это  дѣло  одно  изъ тѣхъ  путей,  по  которымъ  деревня  идетъ  къ  свѣту  и гдѣ  она  забываетъ,  хотя   на  время,  свои   житейскія невзгоды  и  широко  откликается  на  чужое горе  и свѣтлое  счастье.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003