Народная библиотека и война.

Название публикации: Народная библиотека и война.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 18.09.1914.
Номер выпуска: 38.
Страница(ы): 5, 6, 7
Автор: В. Ю-ковъ.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Народная библиотека и война.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: А.И. Шингарев, В. Ю-ков, Мигулин.
Топонимы: Англия, Берлин, Европа, Пермская губерния, Россия, Уфимская губерния, Франция.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, Образование и война, библиотеки.

Текст публикации

Народная библіотека и война.

„Книги друзья хладнокровные, но вѣрные”. А въ наши трудные дни такіе друзья „хладнокровные, но вѣрные” дороже всего. Если тамъ, гдѣ льется кровь и гдѣ воздухъ потрясаютъ губительныя орудія современ­ной военной техники, если на театрѣ войны необхо­дима холодная разсудительность и спокойный расчетъ въ силахъ борющихся армій, — то тѣмъ болѣе необхо­дима спокойная и серьезная мысль въ „тылу армій” — по деревнямъ, селамъ и городамъ обширной Руси.

Необходимо спокойно и серьезно выяснить собы­тія нашихъ дней, чтобы понять глубокую причину какъ будто „неожиданной” кровавой борьбы славян­ства съ двумя нѣмецкими государствами.

И эту благодарную задачу путемъ распростране­нія книгъ и газетъ въ народной массѣ призвана вы­полнить народная земская библіотека.

За послѣдніе годы, рядомъ съ земской школой, но уже внѣ ея стѣнъ, возникла эта молодая земская библіотека, съ правами всѣхъ публичныхъ библіотекъ, какія ранѣе существовали лишь въ городахъ. Въ на­ стоящее время народная библіотека тамъ, гдѣ она согрѣта любовью къ ней библіотекаря и находится въ рукахъ освѣдомленнаго съ книжнымъ міромъ человѣка, — беретъ на себя обязанности болѣе важныя и значи­тельныя, чѣмъ тѣ, что въ дѣйствительности возложены на народную школу.

Въ стройной организаціи Уфимскаго губернскаго земства библіотека стала центромъ внѣшкольнаго об­разованія деревни. По этому же пути направляется библіотечное дѣло и въ уѣздныхъ земствахъ Перм­ской губерніи, пока, къ сожалѣнію, необъединенное губернскимъ земствомъ.

Понятно, эти свѣтлые огоньки, пусть пока еще рѣдкіе и слабые, теперь особенно дороги для деревни, и сюда — въ народныя библіотеки-читальни — идутъ всѣ грамотные, желающіе узнать военныя вѣсти и понять всю силу, все значеніе происходящихъ предъ ними со­бытій.

Если ранѣе центромъ села была винная лавка, то нынѣ въ дни трезвости эту лавку замѣнила зем­ская библіотека: сюда нынѣ тянется безпрерывная ве­реница сельскихъ жителей.

Пользуясь рѣдкимъ моментомъ, вызвавшимъ инте­ресъ къ книгѣ и газетѣ, — усилить огонекъ въ народ­ной библіотекѣ и освѣтить имъ тьму въ народной мысли, согрѣть сердце народное чувствомъ лучшаго, благороднаго патріотизма, — такова задача, поставлен­ная войной всѣмъ библіотекарямъ, обслуживающимъ народную массу.

Уже сама цѣль настоящей войны Россіи, Фран­ціи и Англіи за право и свободу угнетенныхъ герман­скимъ милитаризмомъ народностей, за обезпеченіе культурнаго мирнаго развитія для всей Европы, — гово­ритъ, что для книги и газеты съ лучшими мыслями и завѣтами „свѣточей міра” подготовлена „рыхлая поч­ва”, — и нужно лишь сѣять, пока имѣется всеобщій интересъ къ „добрымъ сѣмянамъ” единодушнаго брат­скаго порыва къ свѣтлому будущему.

Какъ же фактически осуществить эту задачу?

Необходимо немедленно пополнить библіотеки лучшимъ книжнымъ инвентаремъ, куда бы вошли всѣ произведенія, говорящія о лучшихъ идеалахъ человѣ­чества*). Предъ наступающими сессіями уѣздныхъ зем­скихъ собраній приходится ходатайствовать о новыхъ увеличенныхъ субсидіяхъ на библіотечное дѣло, не­смотря на финансовое затрудненіе самихъ земствъ. Ибо земству, по вѣрному замѣчанію „Русс. Вѣдомостей”, „надо помнить, что культурныя задачи, осуществляемыя земствами, являются краеугольнымъ камнемъ на­шего благосостоянія и что самую войну мы ведемъ не ради какихъ либо завоеваній, а для торжества куль­туры и гуманности, а потому все, что служитъ къ раз­ витію и укрѣпленію ихъ въ странѣ, должно быть осо­бенно оберегаемо”.

Не ограничиваясь ожиданіями на субсидіи зем­ства, необходимо призвать на помощь библіотекѣ са­михъ читателей путемъ хотя бы небольшлго взаим­наго самообложенія. Этимъ путемъ, хотя бы на не­большою сумму, можно выписать новые газеты, жур­налы и брошюры, посвященные вопросамъ, связаннымъ съ войной**).

Народъ стремится къ дешевой газетѣ и книгѣ, но мы видимъ, что такія изданія нерѣдко распространя­ютъ и слишкомъ „дешевый” патріотизмъ и даютъ слишкомъ „дешевую” оцѣнку событій.

Нѣтъ теперь для насъ болѣе святого долга, чѣмъ трезвость мысли…

Между тѣмъ, кой гдѣ даже городской житель ужъ увѣренно твердитъ, что нѣмецъ, отрѣзанный отъ горя и лишившійся русскаго хлѣба, скоро „подохнетъ съ го­лоду”. А болѣе освѣдомленный и отнюдь къ нѣмцамъ не расположенный профессоръ Мигулинъ (въ „Новомъ Экономистѣ”) утверждаетъ, что богатая Германія мо­жетъ довольно долго обходиться безъ привознаго хлѣ­ба; то же говоритъ г. Шингаревъ, то же скажетъ всякій добросовѣстный и знакомый съ дѣломъ чело­вѣкъ.

Уже вы услышите разсказы о томъ, что нѣмец­кая пѣхота не умѣетъ стрѣлять, что обувь натираетъ ноги и цѣлые батальоны хромаютъ, что артиллерійскіе снаряды не разрываются. Австрійцевъ уже совсѣмъ не считаютъ за солдатъ, въ то время какъ война съ ними стоила и стоитъ большихъ жертвъ. Легкомысліе дѣ­лаетъ быстрые успѣхи, и общественное мнѣніе увле­кается по наклонной плоскости.

Пора остановиться, пока не поздно.

Мы живемъ въ дни грозныхъ знаменій, время требуетъ отъ насъ, великихъ жертвъ, въ ихъ числѣ — дань души. Кто теперь не умѣетъ сосредоточить своихъ душевныхъ силъ, кого въ эти дни тянетъ къ пустосло­вію и бахвальству, тотъ плохой патріотъ и плохой гражданинъ. Вотъ истинное испытаніе на патріотизмъ. Пусть же не претендуютъ на руководительство обще­ственнымъ мнѣніемъ люди, которыхъ природа надѣ­лила только хорошими голосовыми связками. Не до нихъ теперь.

Эго прежде всего долженъ помнить библіотекарь, и онъ, конечно, понесетъ читателю не „дешевую”, а серьезную газету и книгу.

Библіотекарь призванъ удовлетворять запросы на книги новой массы читателей —раненыхъ, людей много пережившихъ и нерѣдко съ серьезнымъ запросомъ, съ глубокимъ чувствомъ воспринимающихъ теперь творенія русской и всемірной литературы. Слѣд., под­боръ книгъ для госпиталей долженъ быть сдѣланъ особенно тщательно и внимательно.

Насталъ моментъ, когда надо усилить общеніе со свѣтлыми источниками родного творчества и под­черкивать теперь ихъ культурное, облагораживающее вліяніе.

Русская литература можетъ вплотную подойти къ народу, и хотѣлось бы, чтобы русскіе библі­отекари почувствовали свои отвѣтственныя обязан­ности.

Во многихъ библіотекахъ появились на стѣнахъ діаграммы и карты. На кровавую борьбу вышли не однѣ арміи, а націи и народы, со всей своей культу­рой, поэтому на діаграммахъ можно наглядно указать всѣ стороны народнаго могущества той или иной на­ціи; наконецъ, ежедневныя сообщенія съ театра войны будутъ понятны всѣмъ, если ихъ тотчасъ же наносить на карты расположенія воюющихъ армій. Дѣлать это не трудно ежедневно послѣ полученія новыхъ газетъ въ библіотекѣ.

Затѣмъ, изъ систематическаго каталога библіоте­ки необходимо выбрать все, что такъ или иначе от­носится къ текущимъ событіямъ и этому матеріалу дать особый списокъ, ибо книги этого списка нахо­дятъ теперь наиболѣе широкій спросъ. (Особенно от­мѣчается спросъ по вопросамъ милитаризма и госу­дарственнаго и экономическаго строя воюющихъ госу­дарствъ).

Наконецъ, война выдвинула вопросъ о народной трезвости и о всѣхъ ея благахъ.

Борьба съ алкоголизмомъ, рѣшительный ударъ вѣковому бичу народнаго благосостоянія, конечно, не можетъ пройти мимо библіотеки, и библіотека все, что у ней есть о вредѣ спиртныхъ напитковъ, теперь должна выдвинуть на самое видное мѣсто.

„Хладнокровные друзья” пусть скажутъ въ дни трезвости свои трезвыя мысли и по этому больному вопросу. А за трезвою мыслью, быть можетъ, послѣ­дуетъ и трезвое дѣло…

Гордые своей внѣшней культурой, сытые мате­ріально, нѣмцы съ нескрываемымъ презрѣніемъ отно­сились къ Россіи до войны; поднявши свой мечъ, они были увѣрены въ побѣдѣ, а также и въ томъ, что имъ удастся задержать наше дальнѣйшее политическое и экономическое развитіе. Уже теперь въ Берлинѣ писа­тели съ извѣстнымъ именемъ и профессора герман­скихъ университетовъ отказываются отъ переводовъ и какихъ-либо своихъ научныхъ и литературно-крити­ческихъ отзывовъ о произведеніяхъ русскихъ и фран­цузскихъ ученыхъ и беллетристовъ. Угроза культурѣ побѣжденныхъ со стороны Германіи проявлена ясно и выражена опредѣленно.

И, такимъ образомъ, съ отраженіемъ военныхъ силъ врага намъ предстоитъ упорная борьба и за свою культуру. Борьба эта будетъ успѣшной, если она за­ хватитъ народныя массы, — если тамъ разольется ши­рокой волной жажда знанья…

И нѣтъ сомнѣнья, въ этой предстоящей новой войнѣ молодая земская народная библіотека не будетъ стоять въ сторонѣ. Только въ наши трудные дни необходимо сельскія библіотеки, еще слабые огоньки, поддержать всѣми имѣющими у читателей и у земства средствами.

Понявши пользу и значеніе библіотеки нынѣ, населеніе не оставитъ ее и въ мирное время, когда, вѣдь, тоже идетъ борьба народовъ, только борьба на поприщѣ труда, культуры и науки.           В. Ю—ковъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003