На кошмарном кладбище

Название публикации: На кошмарном кладбище
Газета: Красный Урал
Дата: 29.07.1919.
Номер выпуска: 20.
Страница(ы): 3
Автор: Л. Бразуль.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Политические течения, идеологии и партии , Антибольшевистские и антисоветские организации и выступления, Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Колчак.
Топонимы: Пермская губерния, Пермь, р. Кама, р. Чусовая, с. Левшино.
Ключевые слова: баржи, белые, пароходы, пожары.

Текст публикации

На кошмарном кладбище.

Устье Чуеевой, от ее впаденія в Каму в до станционных зданий Левшино— вот это леденящее кровь пожарище соженных белыми крепостниками пароходов и барж.
Сколько их было сожжено?
Одна говорят— 37 пароходов и 38 барж. Другіе— 50 пароходов и 117 барж, тре­тьи— 117 пароходов и барж. Я насчитал в устье— на расстоянии версты с четвер­тью — 26 пароходных труб над водой, да
по Каме вниз— четыре.
Те товарищи, которые уже занимались исследованием и промером устья Чусовой, говорят, что верхний ряд торчащих парохо­дов был нагроможден белыми на ряд потопленпых раньше…
Таким образом— цифры погибших пароходов становятся очень высокими. Так оно, очевидно и есть: было зажжено и потоплено значительно больше пятидесяти па­роходов.
***
Надо положить твердый конец слухам, будто не белые подожгли, будто какой-то неизвестный хулиган, уже по уходе белых поджог вылитый ими в Чусовую мазут.
Очевидцы говорят ясно:
Белые вылили нефти и керосину из чер­ного бака на берегу и из двух броневых пароходов и подожгли с двух сторон: от складов вблизи станции и конторы заводских складов железа. Вслед за конторой сгорел и химический завод Ушкова, а по реке бежал другой пожар. Две избенки караулщиков они тоже хотели поджечь, но жены их умолили: „в чем-де мы- жить будем!?” Од­нако, заимку вдовы Лядовой сзади этих избенок сожгли дотла.
Такова единая правда.
***
Все пожарище— картина того, что может сделать с железой расердившийся на него огонь.
Самые невероятные изломы, провалы, из­гибы. Гигантские трубы свернуты, скрючены в кренделя. Кормы пароходов сжались в комок, словно кузовы обгоревших колясок.
Одна труба разломилась наверху а эта часть отвисла, точно крышка. Стоят иные трубы ровно— как на земляной пожарище, над железной коробкой, как над тонкой. Вот тру­ба: издали— ровная, целая, а вблизи— вся вздувшаяся, почерневшая, искривленная.
ІІогорелые баржи лезут на берег, будто спасаясь от бури. И там, действительно, нефть оставляла их в покое— и хотъ дыша осталісь, с торчащими гребнями гвоздей. В одном месте— воды не видно: все заняли черные угли перегорелых барж, на площади 3— 1 больших городских домов.
Бушующей огонь дввгал пароходы і бар­жи словно парусом— к одвм в* иароходвв пятился к берегу, пока не вздыбме* рулем па каменную набережную, чтоб уж засстрять здесь совсем безпомощно.
По берегу вдет черпая кайма— обгвредие бревна, куски стенок, отмытая водой полос­ка мелких углей, А пад водой, на берегу— ряд пней егоревіппх хлебных амбаров. Рядом склады же­леза— между пылавшей водой и горевшими амбарами— только сжались, накалились с краев, но пе подверглись порче.
А хлеб….
— Только в среду прекратила его горение. Все время горел и сейчас дымится. Н у, потушили вот этими двумя насосами, а теперь сортируют оставшееся обуглившееся зерно.
„ В среду”.
Это значит: с 30 нюня— по 23 июля!.. Недаром так едко щекочет иос горелым. Нога топет до пол-колепа в обгорелом зерне. Беру „па память” три пробы— от сплошного угля до сравнительно чястого и
2 куска спрессовавшеюся зерна— точно шлак. Ц с парохода вблизи берега беру еще одну вещь на память: обгорелую, шелуша­щуюся пароходную цепь, которая провешивается па входах:
— Вот [на такой цепп падо было-бы привести сюда Колчака, чтоб увидел дело рук своих, и па пей-же его повесить…
***
Борясь с ненавистными большевиками, лишать все население края десятков паро­ходов и барж… То самое население, об „освобождение” которого оіш „за б о тя тся “… Это—такое подлое, такое страшное дело белых колчаковцев, за которое никакая казнь им не будет жестокой, никакое проклятие— ело­вой и делом!— не будет сильныя.
Стереть этих гадов с лица земли— наша благородная, святая задача.
Л. Бразуль.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003