На Черном море

Название публикации: На Черном море
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 02.08.1915.
Номер выпуска: 30.
Страница(ы): 18, 19, 20
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Первой мировой войны.
Рубрика как указано в источнике: Хроника военных событий.
Тип публикации: Хроника.
Персоналии: .
Топонимы: Самсун, Черное море.
Ключевые слова: сражения на море, черноморский флот.

Текст публикации

На Черномъ морѣ. На этомъ морѣ необходимо обратить вниманіе ва дѣятельность нашего черноморскаго флота.
Непріатедьсваго флота на этом, морѣ теперь нѣтъ, такъ какъ турецкія суда давно уже не рѣшаются выйти вь Чернов море н послѣ боя 29 мая между крейсеромъ «Бреслау» и нашими миноносцами eh одно взъ турецкихъ военныхъ судовъ не ваіоднло изъ пролива, кромѣ какой то германской или турецкой подводной лодки, прогнанной, а можетъ н потопленной, нашимъ миноносцемъ «Гнѣвный». Кромѣ того недавно стало извѣстно, что 5 го іюля „Бреслау” пытался выйтя въ Черное море, но, отойдч отъ Босфора наткнулся на мапу и только благодаря т»му, что взрывъ произошелъ въ носовой части, гдѣ имѣется много непроницаемыхъ переборокъ, смогъ добраться до Константинополя н войн въ докъ, гдѣ онъ чннялся послѣ боя 29 мая.
Благодаря выяснявшейся невозможностн для турецкихъ судовъ выходить вь Черное море, наши большіе корабли, какъ объ этомъ сообщаюсь, получили нѣкоторый отдыхъ и задача прекращенія сношеній К шітаатанополя съ угольнымъ райономъ н съ портамі Болгарія в Румыніи была возложена на мнноносцы и подводныя лодкн.
Какъ відно жзъ ряда сообщеній, которыя появляются чуть ли не ежедневно, эта маленькія суда превосходно справлгются съ возложенной на ннхъ задачей ■ безпощадно топятъ турецкія суда всевозможныхъ типовъ и размѣровъ почти на всемъ протяженіи анатолійскихъ и западныхъ береговъ Чернаго моря. Главнійшима пунктами дѣятельности нашитъ судовъ являются, во первыіъ, угольный районъ анатолійскаго побережья, т. ѳ. порты Зунгулдакъ и сосѣдніе съ яимъ Козлу и Килим іи и затѣмъ Эрегли (Пендѳраклія). Здѣсь наша миноносцы появляются какъ разъ тогда, когда въ этихъ пунктахъ грузятся углемъ турецкіе пароходы и парусныя суда я уничтожаютъ ихъ, несмотря на турецкія батареи, которыя турки настроили въ достаточномъ количествѣ и постоянно иіъ возобновляютъ послѣ разрушенія ніъ вашими судами. Изъ сообщеній, въ ко- торыіъ указывается, что вашвмъ судамъ приходится постоянно разрушать всевозможныя портовыя сооруженія въ этихъ пунктахъ, видно, насколько необходим ь для турокъ уголь, который кромѣ этого района нигдѣ нельзя достать и для того, чтобы получить іотъ небольшое количество этого матеріала, турки ее останавливаются передъ посылкой па почти несомнѣнную гибель паровыхъ и парусныхъ судовъ, которыя въ большинствѣ случаевъ попадаютъ на дно Чернаго моря, а комавда ихъ вмѣсто Константинополя—въ Севастополь. Затѣмъ наши суд» ведутъ усиленное наблюденіе за Босфоромъ, гдѣ постоянно топятся суда не только съ каменнымъ углемъ, но и съ древеснымъ и съ бензиномъ и керосиномъ. Кромѣ того, задачей няшиіъ судовъ является унвчтожевіе турецкихъ паруситъ судовъ, гдѣ бы они ни были обнаружены, и мѣстъ для ихъ постройки, при чемь число потопленныіъ этніъ судовъ за одинъ девь доходитъ до 60, 80 и даже 150-ти, какъ это говорится въ офиціальныхъ сообщеніяхъ. По этому поводу слѣдуетъ сказать, что у турокъ на Черном ь морѣ всегда было въ высшей степени развито плававіѳ мелкихъ судовъ, называемыхъ фелюгами и нагонами, и во многихъ пунктъ анатолійскаго побережья производилась п’стройка этихъ незамысловатыхъ, но обладающихъ отличными морскими качествами судовъ, на что турки всегда были большіе мастера. Кромѣ того, изобиліе строевого лѣса, имѣющагося почти на всемъ протяженіи анатолійскаго побережья, и большое количество сплавныхъ рѣкъ давали возможность туркамъ очень скоро строить суда этого тяпа, при помощи которыхъ они надѣялась поддерживать сообщеніе какъ между угольнымъ райономъ и Константинополемъ, такъ и между различными портами этого побережья для снабженія ихъ закавказской арміи пищевыми и боевыми припасами. Поэтому пріобрѣтаютъ особенное значеніе набѣги нашихъ миноносцевъ къ такимъ портамъ, какъ Самсунъ, устье р. Сакарія (у острова Кефкенъ), Увіе, Гизе и другимъ, гдѣ уничтожаются не только парусныя суда, но и мѣста ихъ постройки ■ запасы строительнаго матеріала. Особенно важнымъ, въ этомъ отношеніи, пунктомъ является Самсунъ, гдѣ имѣется хорошій порть и большіе склады всевозможныхъ матеріаловъ и припасовь, гдѣ паши суда были 29 мая и 14 іюля.
„Русское Слово* сообщило, что 30 іюия въ Севастополѣ присоединился къ вашему флоту первый черноморскій дредноутъ „Императрица Марія” *). По поводу этого сообщенія „Русскій Инвалидъ* пишетъ:
„Оь готовностью этого могучаго боевого судна нашъ Черно-мор- скій флотъ значительно увеличивается въ силѣ, и если прежде считалось, что .Гобенъ” стоить выше всѣхъ нашихъ силъ на Первомъ морѣ, то, если прибавить къ нимъ, успѣшно сражавшимся съ этимъ германо-турецкимъ дредноутомъ, „Императрицу Марію”, то будетъ видно, насколько возрасла сила нашего флота отъ вступленія въ его ряды только одного корабля, превышающаго во много разъ по силѣ „Гебена* и лучше его бронированнаго. Въ настоящее время готовность нашего дредноута должна тяжко отозваться въ Константинополѣ, въ которомъ каждое появленіе пашахъ сравнительно ела былъ судовъ производило панику, и, зиая, что „Императрица Марія* находится въ рядахъ нашего активнаго флота, турки больше не рѣшаются высылать въ Черное море свои боевыя судна, благодаря чему наше господство на этомъ морѣ закрѣпляется самымъ неоспоримымъ образомъ*.Поэтому .дѣятельность судовъ нашего Черноморскаго фЛОта пріобрѣтаетъ особое значеніе и оказываетъ въ высшей степени серьезную поддержку пилимъ союзннкамь, ведущимъ ожесточенную атаку укрѣпленій Дарданелльскаго пролива.

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003