Мобилизация учащейся молодежи

Название публикации: Мобилизация учащейся молодежи
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 09.07.1915.
Номер выпуска: 181.
Страница(ы): 2
Автор: Г. Генкель.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Г. Генкель.
Топонимы: .
Ключевые слова: Россия, мобилизация, молодежь, трудовая дружина.

Текст публикации

Мобилизація учащейся молодежи.

(О трудовыхъ дружинахъ).

Починъ минскаго гуодрнвтора въ организаціи трудовыхч дружинъ учащейся молодежи старшаго возраста былъ повсемѣстно встрѣченъ чрезвычайно сочувственно. На-дняхь г. губернаторъ а начллмткй ор.-уДебиіыхъ заведеній мШиской губ. ѵ-щ отбились Высочайшаго признанія своихъ трудовъ въ атомъ начинаніи, юные же участники а лсиолизоелШі добраго дѣла почерпнутъ новыя силы и, усугубленную бодрость, осчастливленные высокимъ ш/Кг маніемъ, оказаннымъ имъ. Что же ото за трудовыя дружіюны? Вопросъ менѣе івсего праздный, такъ какъ, согласно министерскому циркуляру отъ 13 мая за Лі 21734 и окружнымъ отъ 28 мая (за Лі> 1424) и 25 іюня (Л° 8844), подобныя дружины воз- н-шанутъ въ ближайшемъ будущемъ и въ предѣлахъ гаѳрмокой и другихъ губ. Ш/ областей оренбургскаго учебн. округа.
По мысли этикъ циркуляровъ, началь- иикіи учебныхъ,заведеній должны всемѣрно содѣйствовать «организаціи изъ учащихся особыхъ отрядовъ для выполненія полевыхъ работъ въ тѣхъ креетьянокіиіхь хозяйствахъ, въ ксшхъ не хватаетъ рабочихъ рукъ за уходомъ работнпіковгъ въ дѣйствующую армію.*. При. атомъ, «помимо помощи личнымъ трудомъ въ нолевыхъ и другихъ крестьянскихъ работахъ, которую могутъ оказать ученикѣ;! мужскихъ учебныхъ заведеній, воспіиітанніишы жен- скихъ учебныхъ заіведеніій могли, бы оказать существенную помощь женскому персоналу крестьянскихъ семействъ, взявъ на себя работу но уходу за дѣтьми, чѣмъ дали бы возможность крестьянскимъ женщинамъ посвящать больше времени на полевыя и другія работы. Съ этою цѣлью учащіяся дѣвушки могли, бы принятъ участіе вь организаціи па мѣстахъ ясель ’ •и дѣтскихъ садовъ».
Эта высоко патріотическая задача вы- падающая н.ынѣ, когда вся Россія, кака, одинъ человѣкъ, по призыву своего Державнаго Вождя принимаетъ .посыльное участіе вь снаряженіи нашей доблестной арміи всѣмъ необходимымъ, на долю учащейся молодежи.,, должна найти самый
живой и радостный откликъ въ сердцахъ учащагося юношества.. Я знаю достовѣрно, что у насъ въ Перми, еще раннею весною, нашлось нѣсколько молодыхъ людей, которые тогда-же хотѣли съоргашіп- зоваться длй аналогичныхъ съ вышеуказанной цѣлей- Но благой цояиніъ этотъ лишь случайно остался въ области пожеланій, не получивъ тогда реальнаго осу- ществ,тенія. Теперь же не только дается этимъ юношамъ и .вообще всѣмъ учащимся старшихъ классовъ средне-учебныхъ заведеній Перми-іи другихъ городовъ губерніи полная возможность осуществить па дѣлѣ свой благородный порывъ, но они располагаютъ нынѣ извѣстнымъ образцомъ, какъ осуществить послѣдній. Образецъ этотъ (теоретическій) имѣется вь полученныхъ нѣсколько дней тому назадъ здѣсь а утвержденныхъ г. минскимъ г> (ч-рнаторомъ «Основныхъ правилахъ организація прудовыхъ дружинъ учащихся ;таршихъ классовъ уч зав. мня. нтр, егр.>. но и (практическій) въ опытѣ но только минской, но л. ряда другихъ губерній, гдѣ онъ успѣшно былъ примѣненъ- ” »
Йогъ что говорятъ м. пр. «Основныя | правила»:
ч§ 1. Трудовыя Дружины… образовыва- і ются ноуѣздно путемъ добровольныхъ записей самихъ учащихся съ вѣдома ихъ ! учебнаго начальства и надлежащаго, ес- | л а потребуется^ согласія родителей. ] —§ 2. Трудовыя дружины обслуживаютъ на первое время лігашъ въ районахъ землеустройства хозяйства ‘ эанасныхъ и ратниковъ ополченія, особо нуждающіяся въ .рабочихъ силахъ при исполненіи главнѣйшихъ полевыхъ ра- 1 богъ, но указаніямъ и. подъ наблюденіемъ агрономовъ при уѣздныхъ землеустрюіиі- < тельныхъ комиссіяхъ, или ихъ помощи и- ! ковъ, инструкторовъ и с.-х. старость.—§
3. Во главѣ каждой дружины, численностью не болѣе 15—20 человѣкъ, стоить особый начальникъ, мѣстный учитель народныхъ школъ, изъявившій на то свое согласіе, іигаи мѣстный с.-х. староста.—§ 4- Дружинники*—учащіеся, какъ добровольцы, за свой трудъ не’получаютъ никакого особаго вознагражденія, но отъ обслуживаемыхъ крестьянскихъ хозяйствъ лишь получаютъ кровъ и обычное крестьянское довольствіе…—§ 5. Доброволецъ—дружинникъ не долженъ отказываться отъ ‘Исполненія всѣхъ главнѣйшихъ с.-х- .работъ въ крестьянскихъ хозяйствахъ, но въ праівѣ запрашивать особыхъ на то указаній отъ агрономическаго персонала, обслуживающаго районы землеустройства вь губерніи.,—§ 6. Распредѣленіе трудовыхъ дружинъ вь смыслѣ установленія Іиіхѣ сборныхъ пунктовъ хго уѣзду производится начальниками подлежащихъ уч. зав. .мши. цар. пр. тіо предварительному соглашенію сгь агрономами землеустройства въ данномъ уѣздѣ, коими составляется щхимѣнінггелъно текущими. нуждамъ населенія общій подробный описокъ такихъ крестьянскихъ хозяйствъ оъ одной) стороны, съ другой .выясняется общая) численность добро-
ВОЛЫЩВЪ-ДруЖ’ИИИІИіКОВЬ ВЪ уѣздѣ по свѣдѣніямъ учебнаго начальства-—§ 7. Передвиженіе.трудовыхъ дружинъ изъ одной части, уѣзда въ другую на значительныя .разстоянія должно быть совершено исключительно для пользы дѣла, а потому трудовыя дружины обслуживаютъ лішшь тотъ .районъ (.волость), откуда записались учащіеся, при чемъ мелкіе переѣзды производятся силами крестьянскихъ хозяйствъ, кои будутъ пользоваться ТРУДОВОЙ ПОМОЩЬЮ дрѵжвшникбвь. —§9. При опредѣленіи и исполненіи, своихъ .работъ вь хозяйствахъ запасныхъ л ратниковъ ополченія участники трудовыхъ дружинъ в’ь губерніи пользуются полнымъ содѣйствіемъ воей мѣстной уѣздной администраціи во главѣ съ уѣзднымъ предводителемъ дворянства» и т. д.
/Итакъ., всѣ сознательные юноши и дѣвушки, учащіеся старшихъ (5—8) классовъ ср.-уч. заведеній, желающіе въ переживаемый нашею Родиною великій моментъ придти, обоими спадами на помощь семьями, воиновъ, ушедшихъ на .войну и проливающихъ свою кровъ въ борьбѣ съ коварнымъ в упорнымъ врагомъ, имѣютъ теперь полную возможность сдѣлать это. На этикъ дняхъ состоялось совѣщаніе началънШковъ и начальницъ ср.-уч. заведеній г- Перми, спеціально посвященное вопросу объ организаціи: и у насъ трудовыхъ дружинъ. Опираясь па вышеприведенныя «Основныя правила», это совѣщаніе рѣшило немедленно приступить къ дѣлу и созвать въ стѣны своихъ учебныхъ заведеній всѣхъ находящихся въ Перми и ея ближайшихъ окрестпстіхъ (В. н Щрк- Курьихъ, Левшинѣ, . 1 ядахъ, Муллахъ. Мотовилихѣ и др.) учащихся старшихъ классовъ для выясненія того, кто могъ бы принятъ посильное участіе въ качествѣ добровольца іииш добровольцы въ трудовыхъ дружинахъ. Дѣло не теріпгп. отлагателъства, потому что кончается сѣнокосъ .и приближается пора жатвы. Для участія въ послѣдней иеобхОДмо ознакомиться съ равнаго рода системами жатвенныхъ и сиоітовязочНіЫХ’ь машинъ ікі не только звучитъ ихъ конструкцію, обращеніе съ ними/ и ихъ /ремонтъ теоретически, но іи практически, путемъ примѣненія этихъ новыхъ для болъшзінства учащихся теоретическихъ свѣдѣній на дѣлѣ. Вотъ мы ивъ области теоріи и переходимъ въ сферу практики.
Что же необходимо сейчасъ сдѣлать будущимъ добровольцамъ-дружинникамъ? Тѣмъ изъ нихъ, которые живутъ въ Перми и ея окрестностяхъ, безотлагательно явиться къ своему учебному начальству и у него записаться въ дружины. Затѣмъ, имъ будетъ указанъ срокъ, -когда придется заняться теоретическою и практическою подготовкою къ будущимъ работамъ, которыя, кстати, какъ видно изъ «Основныхъ правилъ», не ограничатся косьбою а жатвою, но могутъ коснуться и другихъ сторонъ крестьянскаго труда.
Подготовка эта будетъ дана на спеціально организуемыхъ при нашемъ уѣздномъ земствѣ га ври любезномъ участіи вѣдомства землеустройства краткосрочныхъ курсахъ (2—3 дня занятій по ознакомленію съ работами и машинами въ теоріи и столько-же на /практикѣ, на к.-п. поляхъ, спеціально для этого предназначенныхъ). Уже послѣ этой подготовки сформируются дружины и подъ руководствомъ инструктора или начальника двинутся съ машинами въ ближайшіе районы (волости), гдѣ поступятъ въ вѣдѣніе с.-х. старостъ и смогутъ, по расквартированіи, немедленно приступить къ оказанію нуждающемся своей посильной помощи.
Обращаю вниманіе на желательность въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ имѣть на поступленіе въ дружинники-добровольцы письменное /разрѣшеніе родителей ‘ или. лицъ, заступающихъ ихъ мѣсто.
| Для иногороднихъ учащихся вопросъ о записи въ трудовыя дружины нѣсколько упрощается. Такія лица обращаются по мѣсту жительства либо къ земскому начальнику, либо къ волостному старшинѣ,- либо къ с.-х. старостѣ спеціальныхъ организуемыхъ на мѣстахъ с.-х. волостныхъ комитетовъ, но предварительно должны письменно (хотя бы открыткой) извѣстить свое учебное начальство о томъ, куда они записываются дружшіннідками (требуется точное указаніе мѣста, уѣздъ, волость, село или деревня). Живущіе въ уѣодныхъ городахъ, на заводахъ или въ непосредственномъ съ ними сосѣдствѣ, ‘ опять-таки по предварительномъ ідзвѣще- • нію своего собственнаго учебнаго началъ- * ства, обращаются къ г.г. начальникамъ или начальницамъ уч. заведеній той мѣстности, гдѣ они въ данную минуту живутъ, для внесенія въ списки и и а правленія но мѣстамъ работы.
Какая же роль выпадетъ на долю мо- ‘ ло|дыхъ дѣвушекъ, желающихъ вступить ісь трудовыя дружины?
[Помимо непосредственнаго участія въ полевыхъ работахъ, онѣ смогли бы оказаться чрезвычайно полезными какъ по наблюденію за хозяйствомъ и малолѣтни- ‘ ми дѣтьми ушедшихъ въ поле крестьянокъ, такъ іи/ по организаціи» яоель-лрію- товъ и даже дѣтскихъ садовъ. Здѣсь от- ‘ врывается широкій просторъ для серьез1
но желающихъ потрудиться. Тутъ представляется возможность внести лучъ свѣта въ малокультурную крестьянскую среду и оставить въ сознаніи этой среды глубокіе, чудесные слѣда. Зароненныя, такимъ образомъ, сѣмена несомнѣнно дадутъ въ смыслѣ культурномъ прекраснѣйшіе плоды. Для успѣшнаго выполненія предстоящей учащимся женскихъ уч. заведеній высокой задачи и имъ будетъ предложено предварительно прослушать въ стѣнахъ ихъ гимназій краткіе курсы соотвѣтствующаго содержанія.
Бо вчерашнемъ номерѣ нашей газеты помѣщенъ чрезвычайно энергичный «призывъ съ фронта къ учащейся молодежи». Дѣйствительно, въ настоящее серьезное время Необходимо отодвинуть на’-задній планъ всякіе футболы, тенніи/сы и т. и. развлеченія, несомнѣнно полезныя, во мало, чтобы не сказать ничего, не дающія душѣ га совершенно безполезныя для не- участвующихъ въ нихъ. Можно и необходимо сознательно отнестись къ использованію своего досуга и побольше думать о другихъ, чѣмъ о себѣ. Конечно, трудно ожидать большой пользы отъ. участія въ трудовыхъ дружинахъ учащихся младшихъ классовъ, такъ какъ дѣти, этого возраста въ огромномъ большинствѣ случаевъ не поймутъ всей отвѣтственности большого дѣла и скорѣе могутъ тормозить его, чѣмъ двигать. Но и для нихъ нашлось бы занятіе болѣе достойное, чѣмъ игра въ городки, въ пятнашкшг и т. и. Я напоминаю /представителямъ младшихъ классовъ нашихъ ср.-уч. заведеній о желательности учрежденія у васъ отрядовъ «Юныхъ развѣдчиковъ» (т. наз. бой-скаутовъ), о которыхъ мнѣ пришлось не такъ давно писать на столбцахъ этой газеты и др. органовъ… Пора приняться и за это дѣло, которое съ теченіемъ временію (и очень скораго) можетъ дать намъ ряды полезныхъ /работниковъ въ области трудовыхъ дружинъ. О проектирующейся и у ласъ въ Перми организаціи «патрулей» и лаге- 5 рѣ бой-скаутовъ я поговорю какъ-нибудь въ другой разъ; сейчасъ-же призываю молодежь младшихъ классовъ откликнуться на мой призывъ и записаться по возможности безотлагательно (въ канцелярііи. .ввѣренной мнѣ гимназіи Императора Александра 1 Благословеннаго) въ ряды будущихъ развѣдчиковъ-окаутовъ. Въ твердой надеждѣ, что и та этотз* призывъ откликнутся многіе,’ заканчиваю словами циркуляра (25 іюня за Аі/ ■8,й44) г. попечи- , теля нашего учебнаго округа: «Пережинаемое
нами /время, когда, лучшіе сыны отечества съ неимовѣрнымъ напряженіемъ ведутъ упорную борьбу съ сильнымъ и жестокимъ врагомъ, налагаетъ свящеа- і НЬІЙ долгъ на каждаго изъ насъ помогать кто чѣмъ и какъ можетъ семействамъ’ доблестны хч* защитниковъ .родины, и я позволяю себѣ надѣяться, что наша учащаяся молодежь, вдохновляемая своими учителями и воспитателями, съ -полнымъ патріотическимъ одушевленіемъ отдастъ свои духовныя и тѣлесныя силы на оказаніе помощи семействамъ ваттахъ чудо- богатырей, дабы они, зная, что родина печется о ихъ семействахъ, со спокойнымъ духомъ «могли довершить великое дѣло защиты отечества отъ жестокаго врага».
Идите же, записывайтесь въ добровольцы и доброволецы трудовыхъ дружинъ, не медлите ни дня, пю часа, ни минуты!
Г. Генкель.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003