Местная жизнь. Помощь военнопленным

Название публикации: Местная жизнь. Помощь военнопленным
Газета: Пермский вестник временного правительства
Дата: 09.05.1917.
Номер выпуска: 6.
Страница(ы): 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: Местная жизнь.
Тип публикации: Воззвания, обращения.
Персоналии: А. А. Ломакина, В. П. Вахтеров, З. А. Кандиновая, М. М. Шайтанова-Ашкиевая, О. Н. Марковская, Т. С. Вышинская, Э. О. Вахтерова, г-н Отто.
Топонимы: Москва.
Ключевые слова: Пленные, пожертвования, помощь, учителя.

Текст публикации

Мѣстная жизнь.

Помощь военноплѣннымъ.

Еще въ началѣ войны В. П. Вахтеровъ началъ получать письма отъ учитель­скихъ се.мей съ нросьбуй ломочь имъ въ розыскѣ адресовъ взятыхъ въ плѣнъ учителей. Благодари своимъ связямъ съ международнымъ бюро учительскихъ союзовъ, дѣйствительнымъ членомъ ко­тораго Вахтеровъ состоитъ, ц благодаря любезности секретаря этого бюро г-иа Отто удалось получить до 50%; провѣ­ренныхъ адресовъ плѣнныхъ учителей со справками объ нхъ здоровьѣ и нуж­дахъ и сообщить эти свѣдѣнія роднымъ. Дальше понадобилось вступить въ сно­шенія съ учителями и. получивъ отъ НИХЪ ОТКЛИКЪ и просьбы о присылкѣ книгъ, денегъ, съѣстныхъ припасовъ, приступить къ удовлетворенію ихъ нуждъ. Набота велась сначала частнымъ оеразомъ, па частныя и пожертвованныя средства. Открывшійся въ это время московскій комитетъ всероссійскаго пе­дагогическаго общоства образовалъ осо­бую подкомиссію помощи военноплѣн­нымъ, которая и стала продолжать нача­тую работу. Дѣло разросталось. При­бывали все новые и новые адреса, а за послѣднее время, несмотря на весь вы­нужденный лаконизмъ писемъ изъ плѣ­на. стало ясно, что жизнь становится день ото дня тязкелѣе, что ощущается уже острая нужда. Многіе изъ тѣхъ учителей, которые раньше отказывались отъмате- ріальной поддержки и только указывали на нуждающихся товарищей, теперь то­же просятъ съѣстныхъ посылокъ, оче­видно, нужда сравняла всѣхъ. Иные, про­ся оказывать имъ систематическую по­мощь, прибавляютъ, что по возвращеніи изъ плѣна все вернутъ, все съ радостью возмѣстятъ. Словомъ, сомнѣній быть но можетъ: положеніе становится угрожа­ющимъ, и на помощь учителямъ надо моСилизировать и новыя силы, а новыя средства. И въ настоящее время на этотъ же путь помощи военноплѣннымъ выступили и комиссія о положеніи уча­щихъ московскаго о-ва грамотности и возобновившее свою работу м. обл. бюро вс. уч. союза, организовавъ свою подко­миссію помощи военноплѣннымъ. Ко­миссія состоитъ йодъ предсѣдатель­ствомъ Э. О. Вохтеревой ©зъ членовъ: Т. С. Вышинской, 8. А. Кандиновой, А. А. Ломакиной, О. Н. Марковской и М. М. Шайтаиовой-Апнсіевой. Въ распоряже­ніи подкомиссіи теперь уже до 250 учи­тельскихъ адресовъ, по преимуществу учителей народныхъ школъ,—-это особен­но надо помнятъ, потому что это уже ха­рактеризуетъ ихъ матеріальную необез­печенность: семьи ихъ даже въ тѣхъ случаяхъ, если онѣ обезпечены учитель­скимъ жалованьемъ, все же при нынѣш­ней дороговизнѣ, едва едва могутъ про­кормиться сами и только въ очень ма­лой степени могутъ помогать своимъ военноплѣннымъ. А кромѣ того есть и такіе учителя, которые учительствовали въ мѣстностяхъ, нынѣ запятыхъ непрі­ятелемъ или разоренныхъ, чьи семьи, слѣдовательно, въ качествѣ бѣзкен- скіяхъ, и совершенно не могучи, придти къ нимъ на помощь. О матеріальныхъ невзгодахъ учителя пишутъ мало и сдерзканио. Ио когда читаешь въ отвѣт­номъ письмѣ, что маленькая посылка съ сухарями, крупой, чаемъ, саломъ и са­харомъ «доставила много радости», или когда эту посылку величаютъ «прекрас­ной» «чудесной», когда говорятъ, что она пришла «какъ нельзя кстати», ясно представляешь себѣ эту жизнь впрого­лодь, при которой маленькая посылка съ родины поднимаетъ настроеніе. Кро­мѣ всего прочаго, тутъ и імысль:   «мы не забыты», и ещо болѣе отрадное: «мы не забыты товарищами». Но народный учитель долзкенъ имѣть поддержку не только близкихъ, не только товарищей, но и всего общества, котороо покажетъ этомъ, что оно умѣетъ цѣнить ту куль­турную силу, какую представляетъ учи­тельство. И это тѣмъ болѣе, что учите­ля и иа чужбинѣ остаются все тѣми зкѳ культурными работниками: они учатъ солдатъ и множество школъ грамоты ор­ганизовано ими; они устраиваютъ имт>. библіотеки и вотъ уже пишутъ намъ: «неграмотныхъ почти не осталось». И правъ тотъ учитель, который пишетъ:

«мы но выбыли изъ строя, мы ие ушли со своего поста», такъ что дѣло помощи учителю въ плѣну смѣло можно раз­сматривать и какъ дѣло помощи народ­ной школѣ, къ которой ©орнутся учите­ля,—недаромъ такъ тоскуютъ они по ней.

Всор. земск. союзъ ассигновалъ изъ своихъ средствъ 1,000 руб. иа посылки но адресамъ комиссіи, но нужда еіце велика и денегъ нужно много. Мо­сковскій литературно – художественный кружокъ пожертвовалъ въ комиссію о положеніи учащихъ 1000 руб., для помо­щи военноплѣннымъ учителямъ, а нынѣ комиссія обращается (Къ! учительскимъ организаціямъ взять па собя одного пли двухъ крестниковъ и посылать нмъ иля непосредственно, или черезъ зсомиссію съѣстныѳ припасы, кігипи и деньги. Адресъ Для сношеній съ комиссіей: Мо­сква. Плющиха, 26, В. П. Вахтерову.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003