Название публикации: Местная жизнь. Помощь военнопленным
Газета: Пермский вестник временного правительства
Дата: 09.05.1917.
Номер выпуска: 6.
Страница(ы): 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: Местная жизнь.
Тип публикации: Воззвания, обращения.
Персоналии: А. А. Ломакина, В. П. Вахтеров, З. А. Кандиновая, М. М. Шайтанова-Ашкиевая, О. Н. Марковская, Т. С. Вышинская, Э. О. Вахтерова, г-н Отто.
Топонимы: Москва.
Ключевые слова: Пленные, пожертвования, помощь, учителя.
Текст публикации
Мѣстная жизнь.
Помощь военноплѣннымъ.
Еще въ началѣ войны В. П. Вахтеровъ началъ получать письма отъ учительскихъ се.мей съ нросьбуй ломочь имъ въ розыскѣ адресовъ взятыхъ въ плѣнъ учителей. Благодари своимъ связямъ съ международнымъ бюро учительскихъ союзовъ, дѣйствительнымъ членомъ котораго Вахтеровъ состоитъ, ц благодаря любезности секретаря этого бюро г-иа Отто удалось получить до 50%; провѣренныхъ адресовъ плѣнныхъ учителей со справками объ нхъ здоровьѣ и нуждахъ и сообщить эти свѣдѣнія роднымъ. Дальше понадобилось вступить въ сношенія съ учителями и. получивъ отъ НИХЪ ОТКЛИКЪ и просьбы о присылкѣ книгъ, денегъ, съѣстныхъ припасовъ, приступить къ удовлетворенію ихъ нуждъ. Набота велась сначала частнымъ оеразомъ, па частныя и пожертвованныя средства. Открывшійся въ это время московскій комитетъ всероссійскаго педагогическаго общоства образовалъ особую подкомиссію помощи военноплѣннымъ, которая и стала продолжать начатую работу. Дѣло разросталось. Прибывали все новые и новые адреса, а за послѣднее время, несмотря на весь вынужденный лаконизмъ писемъ изъ плѣна. стало ясно, что жизнь становится день ото дня тязкелѣе, что ощущается уже острая нужда. Многіе изъ тѣхъ учителей, которые раньше отказывались отъмате- ріальной поддержки и только указывали на нуждающихся товарищей, теперь тоже просятъ съѣстныхъ посылокъ, очевидно, нужда сравняла всѣхъ. Иные, прося оказывать имъ систематическую помощь, прибавляютъ, что по возвращеніи изъ плѣна все вернутъ, все съ радостью возмѣстятъ. Словомъ, сомнѣній быть но можетъ: положеніе становится угрожающимъ, и на помощь учителямъ надо моСилизировать и новыя силы, а новыя средства. И въ настоящее время на этотъ же путь помощи военноплѣннымъ выступили и комиссія о положеніи учащихъ московскаго о-ва грамотности и возобновившее свою работу м. обл. бюро вс. уч. союза, организовавъ свою подкомиссію помощи военноплѣннымъ. Комиссія состоитъ йодъ предсѣдательствомъ Э. О. Вохтеревой ©зъ членовъ: Т. С. Вышинской, 8. А. Кандиновой, А. А. Ломакиной, О. Н. Марковской и М. М. Шайтаиовой-Апнсіевой. Въ распоряженіи подкомиссіи теперь уже до 250 учительскихъ адресовъ, по преимуществу учителей народныхъ школъ,—-это особенно надо помнятъ, потому что это уже характеризуетъ ихъ матеріальную необезпеченность: семьи ихъ даже въ тѣхъ случаяхъ, если онѣ обезпечены учительскимъ жалованьемъ, все же при нынѣшней дороговизнѣ, едва едва могутъ прокормиться сами и только въ очень малой степени могутъ помогать своимъ военноплѣннымъ. А кромѣ того есть и такіе учителя, которые учительствовали въ мѣстностяхъ, нынѣ запятыхъ непріятелемъ или разоренныхъ, чьи семьи, слѣдовательно, въ качествѣ бѣзкен- скіяхъ, и совершенно не могучи, придти къ нимъ на помощь. О матеріальныхъ невзгодахъ учителя пишутъ мало и сдерзканио. Ио когда читаешь въ отвѣтномъ письмѣ, что маленькая посылка съ сухарями, крупой, чаемъ, саломъ и сахаромъ «доставила много радости», или когда эту посылку величаютъ «прекрасной» «чудесной», когда говорятъ, что она пришла «какъ нельзя кстати», ясно представляешь себѣ эту жизнь впроголодь, при которой маленькая посылка съ родины поднимаетъ настроеніе. Кромѣ всего прочаго, тутъ и імысль: «мы не забыты», и ещо болѣе отрадное: «мы не забыты товарищами». Но народный учитель долзкенъ имѣть поддержку не только близкихъ, не только товарищей, но и всего общества, котороо покажетъ этомъ, что оно умѣетъ цѣнить ту культурную силу, какую представляетъ учительство. И это тѣмъ болѣе, что учителя и иа чужбинѣ остаются все тѣми зкѳ культурными работниками: они учатъ солдатъ и множество школъ грамоты организовано ими; они устраиваютъ имт>. библіотеки и вотъ уже пишутъ намъ: «неграмотныхъ почти не осталось». И правъ тотъ учитель, который пишетъ:
«мы но выбыли изъ строя, мы ие ушли со своего поста», такъ что дѣло помощи учителю въ плѣну смѣло можно разсматривать и какъ дѣло помощи народной школѣ, къ которой ©орнутся учителя,—недаромъ такъ тоскуютъ они по ней.
Всор. земск. союзъ ассигновалъ изъ своихъ средствъ 1,000 руб. иа посылки но адресамъ комиссіи, но нужда еіце велика и денегъ нужно много. Московскій литературно – художественный кружокъ пожертвовалъ въ комиссію о положеніи учащихъ 1000 руб., для помощи военноплѣннымъ учителямъ, а нынѣ комиссія обращается (Къ! учительскимъ организаціямъ взять па собя одного пли двухъ крестниковъ и посылать нмъ иля непосредственно, или черезъ зсомиссію съѣстныѳ припасы, кігипи и деньги. Адресъ Для сношеній съ комиссіей: Москва. Плющиха, 26, В. П. Вахтерову.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003