Название публикации: Культурно-просветительная работа и её задачи.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.12.1914.
Номер выпуска: 50.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6
Автор: З..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Культурно-просвѣтительная работа и ея задачи..
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Москва, Пермская губерния.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, культурно-просветительная работа, народная грамотность, образование.
Текст публикации
Культурно-просвѣтительная работа и ея задачи.
Уже нѣсколько разъ мы напоминали о томъ, какую важность имѣетъ въ данный моментъ вопросъ о духовномъ развитіи народа. Все чаще и чаще та же мысль высказывается и въ другихъ газетахъ. Теперь именно можно и нужно начать широкую работу въ области народнаго просвѣщенія.
„Но, одно дѣло — только говорить объ этомъ общими словами, другое дѣло — приступить къ этому вплотную. Работы такъ необозримо много, а сдѣлано еще такъ мало. Всякій, кому приходится приступать къ этой работѣ, первое время не знаетъ, съ чего начать, къ чему приложить руки”. Но въ наше время сама жизнь показываетъ, съ чего надо начинать. Происходятъ безъ сомнѣнія великія міровыя событія. Русское крестьянство принимаетъ въ нихъ участіе, жертвуетъ жизнью своихъ дѣтей, братьевъ, отцовъ, мужей, оно можетъ потерять многое въ этихъ большихъ событіяхъ. „Но ясно ли представляетъ себѣ крестьянство смыслъ и значеніе происходящаго, знаетъ ли оно, какъ и изъ-за чего началась война”? спрашиваетъ московская газета „Защита”.
Къ сожалѣнію, приходится отвѣтить, что на большемъ деревенскомъ просторѣ яснаго представленія о происходящихъ событіяхъ нѣтъ — и не можетъ быть при настоящихъ условіяхъ, когда въ нѣкоторыя деревни и хутора, какъ у насъ отмѣчается въ хроникѣ „по Рос сіи” настоящаго №-ра, не проникла даже газета, а о народныхъ чтеніяхъ и лекціяхъ въ деревнѣ идутъ самыя скудныя свѣдѣнія.
При такихъ условіяхъ внѣшкольнаго образованія русскаго крестьянства, въ его массѣ распространяются, конечно, нѣкоторыя мысли о томъ, что происходитъ, но мысли эти неясныя, спутанныя, порою совершенно ложныя, основанныя на слухахъ, а не на провѣренныхъ данныхъ.
„Когда то, въ давнія времена, слухи были единственнымъ способомъ узнавать о событіяхъ, происходящихъ въ мірѣ. Разносителями слуховъ были странствующіе купцы и ремесленники, богомольцы, нищіе. На церковныхъ папертяхъ послѣ богослуженій, на базарныхъ и ярмарочныхъ площадяхъ зарождались и распространялись въ толпѣ всякіе слухи. И затѣмъ отсюда разбѣгались вмѣстѣ съ народомъ по всей округѣ въ самые далекіе глухіе углы. Слухи были своего рода первобытной газетой, и естественно, что съ появленіемъ газетъ они должны были исчезать”. Но слухи еще продолжаютъ жить. Они живутъ въ деревняхъ, въ глухихъ медвѣжьихъ углахъ, куда съ трудомъ проникаютъ, а то и совсѣмъ не проникаютъ газеты. Живутъ слухи даже и въ городахъ. Все, что по какимъ нибудь причинамъ не печатается въ газетахъ, становится достояніемъ слуховъ. Слухи начинаютъ вертѣться около всего, что окутано покровомъ тайны, но привлекаетъ почему нибудь общественное вниманіе.
На первый взглядъ, можно было бы сказать: „Ну и пускай говорятъ, что хотятъ, пускай разбѣгаются какіе угодно слухи”. На самомъ дѣлѣ это не такъ.
Теперь уже не подлежитъ никакому сомнѣнію, что настроеніе въ странѣ оказываетъ величайшее вліяніе на армію. Если страна настроена бодро, то и армія дерется хорошо. Если страна безпокоится, нервничаетъ, то ея безпокойство передается и въ армію и можетъ отразиться неблагопріятно на ея успѣхахъ. Поэтому очень опасно, когда преждевременное и неясное сообщеніе о военной неудачѣ вызываетъ тревогу, ужасъ и упадокъ духа въ народѣ, тогда какъ впослѣдствіи выясняется, что эта неудача не можетъ оказать большого вліянія на ходъ дѣла. Но вдвое опаснѣе, когда задержанное сообщеніе порождаетъ толки и слухи. Надо имѣть въ виду, что слухи всегда склонны все преувеличивать. Когда преувеличиваются успѣхи, можетъ быть, тоже не очень хорошо, но преувеличеніе неудачъ можетъ повести къ самымъ печальнымъ по слѣдствіямъ. Слухи не подвергаются никакой провѣркѣ. Они бѣгутъ, вызываютъ панику. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ издавались даже обязательныя постановленія, угрожающія большими наказаніями за распространеніе ложныхъ слуховъ. Но кто можетъ ихъ уловить? Слухи передаются съ уха на ухо и бѣгутъ съ быстротой молніи. Бороться съ ними можно только своевременнымъ оповѣщеніемъ всѣхъ обо всемъ происходящемъ.
Такую именно борьбу съ невѣрными сообщеніями ведутъ теперь въ Англіи, гдѣ открытъ парламентъ и гдѣ сами министры ѣздятъ по странѣ и говорятъ народу рѣчи, выясняя происхожденіе войны и ея смыслъ. Это, конечно, имѣетъ огромное значеніе. Только тогда народъ можетъ побѣдить, если онъ будетъ ясно понимать все значеніе войны, понимать, что побѣдить въ этой войнѣ нужно во что бы то ни стало. Поэтому первая и важнѣйшая ступень очередной, неотложной образовательной работы въ нашей деревнѣ, а также и въ городѣ, заключается въ томъ, чтобы познакомить народъ съ происхожденіемъ великой европейской войны, выяснить ея смыслъ и значеніе, объяснить, почему въ этой войнѣ мы непремѣнно должны побѣдить. Если это будетъ сдѣлано, то народъ уже получитъ очень цѣнныя познанія по исторіи. Эти познанія будутъ казаться только одного историческаго явленія, но зато явленія всѣмъ близкаго и знакомаго, интереснаго и понятнаго. А въ дѣлѣ просвѣщенія всегда надо идти отъ близкаго и знакомаго къ далекому и непонятному.
Для того чтобы побѣдить, народъ долженъ ясно представлять себѣ, на что онъ можетъ надѣяться и чего онъ можетъ опасаться. Нехорошо, если мы будемъ слишкомъ надѣяться на свои силы и презирать врага, нехорошо также, если мы будемъ трепетать передъ силой врага и быть неувѣренными въ самихъ себѣ. Поэтому одинаково важно знать, чѣмъ сильны нѣмцы и чѣмъ сильны мы и наши союзники, чего не хватаетъ намъ и нашимъ союзникамъ и чего не хватаетъ нашимъ врагамъ. Другими словами, народъ долженъ познакомиться со всѣми странами и народами, участвующими въ войнѣ, съ ихъ хозяйствомъ, общественнымъ и государственнымъ устройствомъ, съ особенностями ихъ жизни. Это будутъ познанія изъ географіи, примѣнимыя къ нашему времени, поэтому легко понятныя и нужныя для всѣхъ.’
Также важно знать народу хозяйство своей страны, чтобы понять, какія опасности грозятъ этому хо зяйству и какъ избѣжать этихъ опасностей. Другими словами, народъ долженъ познакомиться съ основами народнаго хозяйства и такимъ образомъ на живыхъ, волнующихъ всѣхъ вопросахъ подойти къ началамъ той науки, которая носитъ названіе политической экономіи.
Дальше будетъ легко перейти и къ другимъ во просамъ, болѣе далеким и менѣе понятнымъ. Разъ пробужденная мысль сама пойдетъ искать себѣ пищи, сама пробьетъ себѣ повсюду пути.
Но, если ясно, съ чего надо начинать, то можетъ затруднить другой вопросъ, какъ начинать?
Въ деревнѣ масса людей, которыхъ можно назвать сельской интеллигенціей. Это врачи, учителя агрономы, наиболѣе образованные изъ крестьянъ. Мы говорили въ предыдущемъ номерѣ, что деревенская интеллигенція за послѣдніе годы какъ бы отшатнулась оть сѣрой крестьянской массы, занималась своимъ дѣломъ. Но теперь настало другое время, никто не можетъ ссылаться на какія нибудь внѣшнія препятствія для культурной работы и поэтому всѣмъ представителямъ сельской интеллигенціи надо немедленно взяться за работу. Еще лучше, если эта сельская интеллигенція столкуется между собой и поведетъ свою работу планомѣрно, разобьетъ округу на участки, распредѣлитъ эти участки между собой. Тогда каждый будетъ работать въ своемъ небольшомъ уголкѣ по общему плану и работа пойдетъ еще успѣшнѣе. Онъ будетъ выписывать газеты и книжки о текущихъ со бытіяхъ, будетъ устанавливать очередь чтенія, разъяснять непонятное. Надо затѣмъ повсюду, гдѣ это можно, устраивать чтенія и лекціи по современнымъ вопросамъ. Тамъ, гдѣ это возможно, эти лекціи должны сопровождаться бесѣдами со слушателями. Надо научиться примѣняться къ мѣстнымъ условіямъ, надо постараться использовать все, что только можетъ помочь большой и нужной работѣ.
Но кромѣ всего этого, надо еще что то. „Надо умѣть не падать духомъ передъ неудачей. Культурную работу у насъ трудно вести по многимъ причинамъ, и вотъ часто бываетъ, что люди отказываются отъ этой работы изъ-за тѣхъ затрудненій, которыя встрѣчаются на пути. Часто мысли культурнаго работника идутъ такимъ путемъ. „Я хотѣлъ устроить хорошее дѣло. Мнѣ помѣшали. Ну и не надо въ такомъ случаѣ. Пускай все идетъ прахомъ”. Такія разсужденія преступны передъ народомъ. Каждая неудача должна только толкать къ новымъ и новымъ трудамъ. Съ напряженной энергіей, а главное съ настойчивостью и упорствомъ надо приступать къ нашей большей культурной работѣ”. Древніе римляне говорили: „капли пробиваютъ и камень, не силой, но частымъ паденіемъ”. Словно повторяя эту же мысль, русская пословица говоритъ: „Терпѣнье и трудъ все перетрутъ. (З.)
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003