Культурно-просветительная работа и её задачи.

Название публикации: Культурно-просветительная работа и её задачи.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.12.1914.
Номер выпуска: 50.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6
Автор: З..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Культурно-просвѣтительная работа и ея задачи..
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Москва, Пермская губерния.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, культурно-просветительная работа, народная грамотность, образование.

Текст публикации

Культурно-просвѣтительная работа и ея задачи.

Уже нѣсколько разъ мы напоминали о томъ, какую важность имѣетъ въ данный моментъ вопросъ о духовномъ развитіи народа. Все чаще и чаще та же мысль высказывается и въ другихъ газетахъ. Теперь именно можно и нужно начать широкую работу въ области народнаго просвѣщенія.

„Но, одно дѣло — только говорить объ этомъ об­щими словами, другое дѣло — приступить къ этому вплотную. Работы такъ необозримо много, а сдѣлано еще такъ мало. Всякій, кому приходится приступать къ этой работѣ, первое время не знаетъ, съ чего на­чать, къ чему приложить руки”. Но въ наше время сама жизнь показываетъ, съ чего надо начинать. Происходятъ безъ сомнѣнія великія міровыя событія. Рус­ское крестьянство принимаетъ въ нихъ участіе, жерт­вуетъ жизнью своихъ дѣтей, братьевъ, отцовъ, мужей, оно можетъ потерять многое въ этихъ большихъ собы­тіяхъ. „Но ясно ли представляетъ себѣ крестьянство смыслъ и значеніе происходящаго, знаетъ ли оно, какъ и изъ-за чего началась война”? спрашиваетъ москов­ская газета „Защита”.

Къ сожалѣнію, приходится отвѣтить, что на боль­шемъ деревенскомъ просторѣ яснаго представленія о происходящихъ событіяхъ нѣтъ — и не можетъ быть при настоящихъ условіяхъ, когда въ нѣкоторыя деревни и хутора, какъ у насъ отмѣчается въ хроникѣ „по Рос­ сіи” настоящаго №-ра, не проникла даже газета, а о народныхъ чтеніяхъ и лекціяхъ въ деревнѣ идутъ са­мыя скудныя свѣдѣнія.

При такихъ условіяхъ внѣшкольнаго образованія русскаго крестьянства, въ его массѣ распространяются, конечно, нѣкоторыя мысли о томъ, что происходитъ, но мысли эти неясныя, спутанныя, порою совершенно ложныя, основанныя на слухахъ, а не на провѣрен­ныхъ данныхъ.

„Когда то, въ давнія времена, слухи были един­ственнымъ способомъ узнавать о событіяхъ, происхо­дящихъ въ мірѣ. Разносителями слуховъ были стран­ствующіе купцы и ремесленники, богомольцы, нищіе. На церковныхъ папертяхъ послѣ богослуженій, на базарныхъ и ярмарочныхъ площадяхъ зарождались и распространялись въ толпѣ всякіе слухи. И затѣмъ отсюда разбѣгались вмѣстѣ съ народомъ по всей ок­ругѣ въ самые далекіе глухіе углы. Слухи были своего рода первобытной газетой, и естественно, что съ появленіемъ газетъ они должны были исчезать”. Но слухи еще продолжаютъ жить. Они живутъ въ деревняхъ, въ глухихъ медвѣжьихъ углахъ, куда съ трудомъ проникаютъ, а то и совсѣмъ не проникаютъ газеты. Живутъ слухи даже и въ городахъ. Все, что по ка­кимъ нибудь причинамъ не печатается въ газетахъ, становится достояніемъ слуховъ. Слухи начинаютъ вертѣться около всего, что окутано покровомъ тайны, но привлекаетъ почему нибудь общественное вниманіе.

На первый взглядъ, можно было бы сказать: „Ну и пускай говорятъ, что хотятъ, пускай разбѣгаются какіе угодно слухи”. На самомъ дѣлѣ это не такъ.

Теперь уже не подлежитъ никакому сомнѣнію, что на­строеніе въ странѣ оказываетъ величайшее вліяніе на армію. Если страна настроена бодро, то и армія де­рется хорошо. Если страна безпокоится, нервничаетъ, то ея безпокойство передается и въ армію и можетъ отразиться неблагопріятно на ея успѣхахъ. Поэтому очень опасно, когда преждевременное и неясное сооб­щеніе о военной неудачѣ вызываетъ тревогу, ужасъ и упадокъ духа въ народѣ, тогда какъ впослѣдствіи выясняется, что эта неудача не можетъ оказать боль­шого вліянія на ходъ дѣла. Но вдвое опаснѣе, когда задержанное сообщеніе порождаетъ толки и слухи. Надо имѣть въ виду, что слухи всегда склонны все преувеличивать. Когда преувеличиваются успѣхи, мо­жетъ быть, тоже не очень хорошо, но преувеличеніе неудачъ можетъ повести къ самымъ печальнымъ по­ слѣдствіямъ. Слухи не подвергаются никакой провѣр­кѣ. Они бѣгутъ, вызываютъ панику. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ издавались даже обязательныя постановленія, угрожающія большими наказаніями за распространеніе ложныхъ слуховъ. Но кто можетъ ихъ уловить? Слу­хи передаются съ уха на ухо и бѣгутъ съ быстротой молніи. Бороться съ ними можно только своевремен­нымъ оповѣщеніемъ всѣхъ обо всемъ происходящемъ.

Такую именно борьбу съ невѣрными сообщенія­ми ведутъ теперь въ Англіи, гдѣ открытъ парламентъ и гдѣ сами министры ѣздятъ по странѣ и говорятъ народу рѣчи, выясняя происхожденіе войны и ея смыслъ. Это, конечно, имѣетъ огромное значеніе. Только тогда народъ можетъ побѣдить, если онъ будетъ ясно пони­мать все значеніе войны, понимать, что побѣдить въ этой войнѣ нужно во что бы то ни стало. Поэтому первая и важнѣйшая ступень очередной, неотложной образовательной работы въ нашей деревнѣ, а также и въ городѣ, заключается въ томъ, чтобы познако­мить народъ съ происхожденіемъ великой европейской войны, выяснить ея смыслъ и значеніе, объяснить, по­чему въ этой войнѣ мы непремѣнно должны побѣдить. Если это будетъ сдѣлано, то народъ уже получитъ очень цѣнныя познанія по исторіи. Эти познанія бу­дутъ казаться только одного историческаго явленія, но зато явленія всѣмъ близкаго и знакомаго, интерес­наго и понятнаго. А въ дѣлѣ просвѣщенія всегда надо идти отъ близкаго и знакомаго къ далекому и непо­нятному.

Для того чтобы побѣдить, народъ долженъ ясно представлять себѣ, на что онъ можетъ надѣяться и чего онъ можетъ опасаться. Нехорошо, если мы бу­демъ слишкомъ надѣяться на свои силы и презирать врага, нехорошо также, если мы будемъ трепетать передъ силой врага и быть неувѣренными въ самихъ себѣ. Поэтому одинаково важно знать, чѣмъ сильны нѣмцы и чѣмъ сильны мы и наши союзники, чего не хватаетъ намъ и нашимъ союзникамъ и чего не хва­таетъ нашимъ врагамъ. Другими словами, народъ дол­женъ познакомиться со всѣми странами и народами, участвующими въ войнѣ, съ ихъ хозяйствомъ, общественнымъ и государственнымъ устройствомъ, съ осо­бенностями ихъ жизни. Это будутъ познанія изъ географіи, примѣнимыя къ нашему времени, поэтому легко по­нятныя и нужныя для всѣхъ.’

Также важно знать народу хозяйство своей стра­ны, чтобы понять, какія опасности грозятъ этому хо­ зяйству и какъ избѣжать этихъ опасностей. Другими словами, народъ долженъ познакомиться съ основами народнаго хозяйства и такимъ образомъ на живыхъ, волнующихъ всѣхъ вопросахъ подойти къ началамъ той науки, которая носитъ названіе политической эко­номіи.

Дальше будетъ легко перейти и къ другимъ во­ просамъ, болѣе далеким и менѣе понятнымъ. Разъ пробужденная мысль сама пойдетъ искать себѣ пищи, сама пробьетъ себѣ повсюду пути.

Но, если ясно, съ чего надо начинать, то можетъ затруднить другой вопросъ, какъ начинать?

Въ деревнѣ масса людей, которыхъ можно наз­вать сельской интеллигенціей. Это врачи, учителя агрономы, наиболѣе образованные изъ крестьянъ. Мы говорили въ предыдущемъ номерѣ, что деревенская интеллигенція за послѣдніе годы какъ бы отшатнулась оть сѣрой крестьянской массы, занималась своимъ дѣломъ. Но теперь настало другое время, никто не можетъ ссылаться на какія нибудь внѣшнія препят­ствія для культурной работы и поэтому всѣмъ пред­ставителямъ сельской интеллигенціи надо немедленно взяться за работу. Еще лучше, если эта сельская ин­теллигенція столкуется между собой и поведетъ свою работу планомѣрно, разобьетъ округу на участки, распредѣлитъ эти участки между собой. Тогда каждый будетъ работать въ своемъ небольшомъ уголкѣ по общему плану и работа пойдетъ еще успѣшнѣе. Онъ будетъ выписывать газеты и книжки о текущихъ со­ бытіяхъ, будетъ устанавливать очередь чтенія, разъяснять непонятное. Надо затѣмъ повсюду, гдѣ это мож­но, устраивать чтенія и лекціи по современнымъ во­просамъ. Тамъ, гдѣ это возможно, эти лекціи должны сопровождаться бесѣдами со слушателями. Надо нау­читься примѣняться къ мѣстнымъ условіямъ, надо по­стараться использовать все, что только можетъ помочь большой и нужной работѣ.

Но кромѣ всего этого, надо еще что то. „Надо умѣть не падать духомъ передъ неудачей. Культурную работу у насъ трудно вести по многимъ причинамъ, и вотъ часто бываетъ, что люди отказываются отъ этой работы изъ-за тѣхъ затрудненій, которыя встрѣ­чаются на пути. Часто мысли культурнаго работника идутъ такимъ путемъ. „Я хотѣлъ устроить хорошее дѣло. Мнѣ помѣшали. Ну и не надо въ такомъ слу­чаѣ. Пускай все идетъ прахомъ”. Такія разсужденія преступны передъ народомъ. Каждая неудача должна только толкать къ новымъ и новымъ трудамъ. Съ на­пряженной энергіей, а главное съ настойчивостью и упорствомъ надо приступать къ нашей большей куль­турной работѣ”. Древніе римляне говорили: „капли про­биваютъ и камень, не силой, но частымъ паденіемъ”. Словно повторяя эту же мысль, русская пословица говоритъ: „Терпѣнье и трудъ все перетрутъ. (З.)

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003