Крестьянин на войне

Название публикации: Крестьянин на войне
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 12.03.1917.
Номер выпуска: 10.
Страница(ы): 24, 25
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Не определена.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: не определен.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: война, русский крестьянин.

Текст публикации

Крестьянинъ на войнѣ *)

Все больше и больше раненыхъ на носилкахъ и пѣшкомъ, поддерживаемыхъ одни другими и громко разговаривающихъ между собой, встрѣчалось князю Гальцину.
— Какъ они подскочили, братцы мои,—говорилъ басомъ одинъ высокій солдатъ, несшій два ружья за плечами,—-какъ подскочили, какъ крикнутъ: „Алла, Алла!” **), такъ другъ на друга и лѣзутъ. Однихъ бьешь, а другіе лѣзутъ—ничего не сдѣлаешь. Видимо-невидимо…
Но въ этомъ мѣстѣ разсказа Гальцвнъ остановилъ его.
— Ты съ бастіона?
— Такъ точно, ваше благородіе!
— Ну, что тамъ было? Разскажи.
— Да что было? Подступила ихъ, ваше благородіе, сила, лѣзутъ на валъ, да и шабашъ. Одолѣли совсѣмъ, ваше благородіе!
— Какъ одолѣла? Да вѣдь вы отбили же?
— Гдѣ тутъ отбить, когда его вся сила подошла: перебилъ всѣхъ нашихъ, а сикурсу (подкрѣпленія) не подаютъ.
Солдатъ ошибался, потому что траншея была за намп; но это – странность, которую всякій можетъ замѣтить: солдатъ, раненый въ дѣлѣ, всегда считаетъ его проиграннымъ и ужасно кровопролитнымъ.
— Какъ же мнѣ говорили, что отбили?—съ досадой сказалъ Гальцинъ.—Можетъ быть, послѣ тебя отбили? Ты давно оттуда?
— Сейчасъ, ваше благородіе!—отвѣчалъ солдатъ.—Врядъ-ли: должно, за нимъ траншея осталась… совсѣмъ одолѣлъ.
— Ну, какъ вамъ не стыдно—отдали траншею. Это ужасно!— сказалъ Гальцинъ, огорченный этимъ равнодушіемъ.
Nto жъ, когда сила!—проворчалъ солдатъ.
— И, ваши благородія,—заговорилъ въ это время солдатъ съ носилокъ, норовнявшпхея съ ними,—какъ же не отдать, когда перебилъ всѣхъ, почитай? Когда бы наша сила была, ни въ жисть
*1 Изь рааскана „Севастополь вь маѣ 1955 года” Л. II. Толстого.
“*) Наши солдаты, воюя съ турками, такъ привыкли къ этому крику враговъ, что теперь всегда разскиэывають, что франку вы тоже кричатъ „Алла”,бы не отдали. А то что сдѣлаешь? Я одного закололъ, а тутъ меня какъ ударитъ… О-охъ… легче, братцы… ровнѣе братцы, ровнѣе иди… о о-о!—застоналъ раненый.
— А въ самомъ дѣлѣ, кажется, много лишняго народа идетъ!—сказалъ Гальцинъ, останавливая опять того же высокаго солдата съ двумя ружьями.—Ты зачѣмъ идешь? Эй, ты, остановись!
Солдатъ остановился и лѣвой рукой снялъ шапку.
— Куда ты идешь и зачѣмъ?—закричалъ онъ на него строго.—Него…
Но въ это время, совсѣмъ вплоть подойдя къ солдату, онъ замѣтилъ, что правая рука его была за обшлагомъ и въ крови выше локтя.
— Раненъ ваше благородіе!
— Чѣмъ раненъ?
— Сюда то, должно, пулей,—сказалъ солдатъ, указывая на руку,—а ужъ здѣсь не могу знать, чѣмъ голову-то прошибло,—и, нагнувъ ее. показалъ окровавленные и слипшіеся волосы на затылкѣ.
• — А ружье другое чье?
— Стуцеръ французскій, ваше благородіе… отнялъ. Да я бы не пошелъ, кабы не евтаго солдатика проводить; а то упадетъ неравно,—прибавилъ онъ, указывая на солдата, который шелъ немного впереди, опираясь на ружье и съ трудомъ таща и передвигая лѣвую ногу.
Князю Гальцину вдругъ ужасно стыдно стало за свои несправедливыя подозрѣнія. Онъ почувствовалъ, что краснѣетъ, отвернулся и, уже больше не разсирашивая раненыхъ и не наблюдая за ними, пошелъ на перевязочный пунктъ.
Съ трудомъ пробившись на крыльцѣ между пѣшкомъ шедшими ранеными и носильщиками, входившими съ ранеными и выходившими съ мертвыми, Гальцинъ вошелъ въ первую комнату, взглянулъ и тотчасъ же невольно повернулся назадъ н выбѣжалъ на улицу: это было слишкомъ ужасно!

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003