Как ютятся трудящиеся в Мотовилихинском заводе

Название публикации: Как ютятся трудящиеся в Мотовилихинском заводе
Газета: Пролетарское знамя
Дата: 21.12.1917.
Номер выпуска: 41.
Страница(ы): 2, 3
Автор: Н. И. Леденцѳв.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Мотовилиха.
Ключевые слова: Мотовилихинский завод, Россия.

Текст публикации

Как ютятся трудящіеся в Мотовилихинском заводѣ.

(Впечатлѣнія члена оцѣночной комиссіи при Мотовилихинской Волоет- ной Земской Управѣ).

Родившись в Мотовилихѣ и прожив в ней почти 2 8 лѣт, мнѣ не одни раз приходилось проходить все селеніе, но обыкновенно бѣдныя лачуги, особенно па окраинах и жалкій вид их скрадывался близостью полей, лѣса и благодаря этому не так рѣзало впечатлѣніе от всего этого убожества. Н а этот раз мнѣ пришлось работать в оцѣночной комиссіи, близко приглядѣться ко всѣм этим домикам, заглянуть даже внутрь их, посмотрѣть в каких гпгіоппческих условіях живет большая часть трудящихся в Мотовилихѣ. Даже сердце сжимается, когда вспоминаешь все видѣнное и жутко думать о том, в какое состояніе вогнали трудовой народ негодяи Романовы и их прихвостни. Нааримѣр. Подхо- дпм с’ товарищей по оцѣпкѣ к домику, осмотрѣли его снаружи, прикрик- пув па тощую безхвостую собачонку, которая, не унимаясь заливалась топ- ким звонким лаеи, с трудом отыскали дворь и, отворив ее, вошли согнувшись три погибели в избу. Поздоровались с хозяйкой, которая в худой кофточкѣ возилась у прокоптѣвшей печки, варила картофель, и объяснили ей суть дѣла. Она попросила пройти к столу, с недэвѣріем погляуывая нм, нас. Но види- ’ мо мое объясненіе было второпях и цѣли нашего посѣщенія она но поняла как слѣдует. Подошли к столу и болѣе подробно объяснили ей еще раз смысл нашего прихода. Она сразу перемѣнила свой вид и улыбаясь говори-: „запишите и мой дворец“ . Но улыбка недолго: пробыла на лицѣ. Спрашиваю на кого записан этот дом, на нее, или на мужа. „На меня*, отвѣчает, “третій год, как похоронила мужа, 35-ти лѣт помер от чахотки, осталась одна с двумя дѣтьми: 13 лѣтним мальчиком и 7 лѣтней дѣвочкой*.

— Чѣм же вы живете? счрашиваот то- варищ „Получаю пенсію 12 р. вмѣсяц, да мальчик работает подручный, 50 к. получал в день, а теперича говорит, что 2 р. сдѣлали, дай-бы Бог, вот и весь нашь доход*.

Записав ея домик, я спросил: сколько же вы платили в Волостное Правленіе?

„Этот год“ , говорит она „содрали 11 р. 7 5 к., а то староста кпижку пенсіонную из завѣряет, если не отдам“ .

Успокоила ее, что в будущей ей такой суммы платит не придется, что из за правильной оцѣнки: кто что платить должеп, мы и ходим. „Дай бы Бог вам здоровья, а то вѣдь ни за что они, с иьяных шар драла”. Попрощавшись с -. ней идеи далѣе, встрѣчаем по выходѣ худенькаго оборваннаго в больших стоптаных сапо- гах с запачканым посом мальчика, который подозрительно взглянул на нас. Молчком нрошел оп в двери этого домишка, невидимому сьш этой бѣдной женщина. Подходвм к другой лачугѣ, немного похуже первой, у которой окно прямо на зеіілѣ, нижніе передніе два ряда бревен прогнили и избушка сѣла, покосившись на переднюю стѣну.

Спрашиваю товарища по оцѣнкѣ, стоит ли уж заходить сюда и оцѣнивать? „Обложить, не обложить,* — отвѣчаот он а для счета нужно, под ной усадьба.

Заходим в избу. Сразу в зос уда- рил кислый запах, у стола сидят вплотную четверо дѣтишек: двѣ дѣвочки и два мальчика, ѣдят кашу гречуху, а пятый грязвый, слюнявый сидит с ложкой в рукѣ, плачет и и непонятно выговариваот: „ма прюти ,„— т. е. молока; та нища, которую ѣдят дѣти ему не нравится.

На скамейкѣ сидит лѣт 4 0 женщина, вяжет чулок, поминутно вытирая красной грязной тряпочкой глаза оиухшіе, красные. У самой двери ^ углу сидит сѣдой старик, врехтя по- чиняот валенок. Объясняем цѣль нашего посѣщенія. Хозяйка положила чулок на скамейку, подошла к столу (тѣм времепем дѣти уже упразились со своим скудный обѣдом, двое полѣзли на печку, а двое вышли на улицу, только пятый все еще сидѣл и хны- кал с ложкой в рукѣ) и той же самой тряпкой, которой вытирала гл$ш, смела со стола крошки хлѣба и каши и попросила нас пройти к столу.

Записав размѣр дома 5 X 6 аріпин, я осмѣлился спросить, сколько их живет в этой избушкѣ.

Хозяйка охотно отвѣтила, 7 чело- вѣк дѣтей, муж работает чорнорабо- чим на заводѣ, да отец с нами живет, занимается починкой обуви. Спрашиваю: кац же вы помѣщаетесь.

„.Когда всѣ 1 в сборѣ д п ом -п ом ѣ щаемся, а к шзчи трое старших ухо- дят с дѣдушкой сиать в баню*.

— А сколько вы платите в Волостное правленіе?

„Этот год сама лично заплатила, как скорлупочку, 10 рублей, да еще не хватило. Там вѣдь Ироды сидят, есть ли пѣт ли подай? Воз насупротивъ, указала она худой костлявой Ьщцой, „живет подрядчик, имѣет два щоча— один каменный, другой деревянный, да в огородѣ флигель. Живет, что министр, в кожу не влазит, а в волость платит тоже самое, что мы, а имѣет земли сочти всю улицу и другой на задах прихватил. А мы ‘ что имѣем? Курицу негдѣ выпустить,

6 саж. по улицѣ и 10 в огород, гдѣ же правда? Нешто можно его с нами ровнять? Намедни ему цѣлый воз Каину привезли муки, а нам дают на наше грѣшное тѣло пять фунтов в мѣсяц, а нешто хватит с таким семейством, они вѣдь ростут! Указала она на сопливаго мальчика, „все время ѣдят, есть ли, нѣт ли, а им подай хлѣба”. Разъяснили ей дѣйствительно несправедливость бывшаго Волостного Правленія в обложеніи бѣднаго и богатаго и указав ей, что мы, как члены оцѣночной комиссіи на мѣстах, повѣряем кого и за что обложить иалогом, указали ей, что в настоящее время преж- них Иродов нѣт, точно так же нѣт и Волостного Правленія, а есть Волостная Земская Управа и занимают мѣста там прежвпх Иродов, гласные, выбранные всѣм населеніе! Мотовилихи и что с б удщ аго года ВоЛост. Зем. Управа болѣе справедливо произ- ведет раскладку нялогов: бѣднаго обложить по бѣдному, богатаго по богатому, на будущій год нареканіи со стороны бѣдных не должно быть.

„Дай бы Бог, а то вѣдь задушили они нас раньше, проклятые”. Старик все время не обращал на нас вниманія, ковыряя шилом валенок.

Попрощавшись с хозяйкой, идеи к дому подрядчика. ІІодходим к оградной двери подрядчика, подергали двер, которая оказалась на запорѣ. Йз ограды донесся лязг цѣпи и рѣдкій, глухой лай собаки.

„Нескоро попадешь”, говорит то- варищ, „идеи к парадной двери”.

Подошли, позвонили, немного погодя слышим скрип внутренней избной двери. Не отворяя нам наружной двери, какая-то женщина епрашивает: кто там? Я кричу ей, что дескать оцѣночная комиссія от Волост. Зеи. У нравы. Она, не отвѣтив нам ни слова, скрипнула дверью и ушла. Мой товарищ усмѣхнувшись сказал. „Вот как нас прпнимают эти паразиты”.

Н. И. Леденцѳв. (Продолженіе слѣдует).

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003