К всероссийскому учительскому съезду

Название публикации: К всероссийскому учительскому съезду
Газета: Пермский вестник временного правительства
Дата: 22.07.1917.
Номер выпуска: 60.
Страница(ы): 2, 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: .
Топонимы: Москва, Пермская губерния, Пермь.
Ключевые слова: тяжелое положение, учителя.

Текст публикации

Къ всероссийскому учительскому съезду

(Изъ матеріаловъ пермскихъ съѣздовъ учіфцихъ высшихъ . іначальныхъ училищъ). н.

Въ Москвѣ съ 25-го но ^9-ое іюля состоится съѣздъ учащихъ высшихъ начальныхъ . училищъ. Программа съѣзда вполнѣ исчерпываетъ всѣ вопросы жизни высшихъ начальныхъ училищъ. Для обсужденія этихъ вопросовъ создается также особая секція на Всероссійскомъ учительскомъ сіь’Ьвдѣ івъ Петроградѣ. Изъ пермской губерніи поѣдутъ на эти съѣзды товарищи учащіо высшихъ начальныхъ училищъ, и имъ, конечно, было бы не безынтересно познакомиться съ тѣми пожеланіями, которыя вынесли пормскіе съѣзды учащихъ в. н. уч. Такихъ съѣздовъ въ Перми было два! 6—7 апрѣля и 6—10 мая. Протоколы перваго съѣзда (совѣщанія) были напечатаны и разосланы по училищамъ, протоколы жр второго съѣзда нѳ напечатаны до сихъ поръ изъ-за дороговизны печатанія. Съ ними, главнымъ обр»- 8омъ, я и. познакомлю читателей въ настоящей статьѣ, которая, къ, сожалѣнію, запоздала для ѣдущихъ на московскій съѣздъ.

На первый съѣздъ съѣхалось 42 лица и-въ 26 высшихъ начальныхъ училнщг». Съѣздъ этотъ призналъ себя только • совѣщаніемъ. Какихъ либо существенныхъ вопросовъ, общихъ ДЯя всѣхъ, на немъ не рѣшалось, разсматривались вопросы, чисто мѣстным и до нѣкоторой степени личнаго характера. Касаться ихъ въ настоящей статьѣ не мфето и не время да они.уже. ц .утратцли , свой злободневный характеръ, а потому мь» вдѣсь затронемъ лишь вопросы’ общаго характера, пользуясь для этой цѣл» матѳріаліами Обоихъ, съѣздовъ. ,

Мѣстные и личные вопросы отняли не мало времени и у . второго съѣзда, но на номъ были ужа разсмотрѣны и общіе вопросы и вынесены были опредѣленныя постановленія. Второй съѣздъ былъ многолюднѣе перваго—участниковъ записалось па немъ 76, по, такъ какъ въ то же время происходилъ обще губернскій делегатскій съѣздъ, то большинство принимало живѣйшее участіе въ его работахъ, и занятія нашего съѣзда

в. н. уч. происходили лишь .урывками и при половинномъ составѣ участниковъ. Оьѣздъ пришлось дажѳ ‘закрыть на 0-омъ засѣданіи изъ-за отсутствія достаточнаго числа участниковъ.

Послѣ этихъ краткихъ замѣчаній о работѣ пермскихъ съѣздовъ, переіп демъ къ отдѣльнымъ» еатронутымъ нмв вопросамъ.

Главною цѣлью, для которой были сжеваны съѣзды, было объединеніе уча- щцхѣі, высшихъ начальныхъ училищъ.

.’Къ55 сожѣиѣні’Ю, какъ разъ въ этощУотношенія сдѣлано до настоящаго временя крайне мало. На первомъ совѣщанія была принята до это-му вопросу такая розо.обцт:^ ѵаіНиІІ.І , ] – .

«Не отмежевываясь отъ учительства всей Россіи, которое объединяется во Всероссійскомъ учительскомъ союзѣ, но отмежевываясь также; и оть учительства пермской губерніи; -организующагося въ ‘ Пермскій- учительскій союзъ, н вливаясь въ эти организаціи въ видъ автономной единицы, мы, учащіе высшихъ начальныхъ училищъ, должны объединиться въ тѣсной общогуберп- ской профессіональной организаціи по вопросамъ, вытекающимъ изъі пужщь высшихъ нач. училищъ.

Формой объединенія учащихъ выеш. нач. училищъ доллены быть съѣзды ихъ въ двухъ центрахъ: въ Екатеринбургѣ и Перми.»

Больше совѣщаніе по этому вопросу ничего д лѳ сдѣлало. Немногимъ дальше пошелъ и майскій -Съѣздъ. Онъ постановилъ поручить секціи высшихъ начальныхъ училищъ въ совѣтѣ губернскаго учительскаго союза разработать проектъ устава союза в. н. училищъ и созвать делегатскій съѣздъ учащихъ в. н. уч. по одному отъ каз»- даго училища, пріурочивъ этотъ съѣздъ ко времени второго общѳгубѳрнешіго учительскаго съѣзда.

Къ ‘Сожалѣнію, представители вывшихъ начальныхъ удилищъ въ совѣтѣ губернскаго учительскаго., союза не могли что-либо предпринять до настоящаго времени, но нсПолѢіеШ) порученій съѣзда вслѣдствіе отсутствія многихъ членовъ, совѣта иі перегруженности оставшихся работою до текущему мд-

Нѣтъ н&Добйостй доказывать, что объединеніе учащихъ в. в. училищъ необходимо.’ Объэтомъ ‘тбвЬрйтъ намъ и сообщенія съ мѣстъ. Такъ, въ ннтерѳо- помъ докладѣ, представленномъ на совѣ, іца.іфе ^уч^щпмк красноуфимскаго о. и. училища, говорится;

«Объединеніе учащихъ выс. нач. учж- лищъ Пермской Губерніи необходимо, чему могло бы способствовать изданіе въ г. Пормл особаго освѣдомительнаго педагогическаго органа на собранныя то подпискѣ сй> учащихъ средства; дальнѣйшее изданіе этого органа должно поддерживаться средствами отъ подписной цѣны. па подписку ж-е должны откликнуться пе только отдѣльныя училища, Но и большинство учащихъ. Богатый матеріалъ для июгО с-вободаго органа будетъ доставляться н съ Іыуп, (изъ провинціи)».

Нользя поэтому но привѣтствовать ітекраснаго почина учащихъ московскихъ в. н. училищъ по созыву Всероссійскаго съѣзда учащихъ школы этого типа.

ір, совѣщаніи обсуждался и былъ Припять съ нѣкоторыми поправками докладъ объ управленіи отдѣльными ѵчилпщами. Приводимъ ѳго въ томъ ва- дѣ, въ какомъ опъ былъ принятъ совѣщаніемъ-

основу организаціи завѣдыванія о’і’Дѣльимхгь училищемъ л устаповлѳ- вія въ номъ распорядка внутренней асизцЦ должны быть положены прнн- ПИПЫ свободы и демократизаціи. Изъ »то;о вытекаютъ слѣдующія положенія:

1) Высшоо начальное училище представляетъ вторую ступеиь одипой общеобразовательной школы.

2) Во главѣ управленія высшаго начальнаго училища стоитъ попечительный совѣтъ, -въ составъ котораго входятъ: всѣ проподаватѳлп училища и училгщный врачъ, представители земства п города, представители просвѣтительныхъ обществъ, представители родительскихъ организацій и содержатели училища.

8) Попечительный совѣтъ училища выдѣляетъ изъ своей среды педагогическій совѣтъ, въ составъ котораго съ правомъ рѣшающаго голоса входятъ, леѣ преподаватели училища и училищный врачъ и избранные попечительнымъ совѣтомъ представители всѣхъ входящихъ въ него общѳетвопныхъ организацій, при чомъ количество этихъ представителей не должно превышать Ѵ« всего состава педагогическаго совѣта.

4) Каждый учЯтоль, желающій поступить на службу въ данное училище, подвергается баллотировкѣ гіЬпочителъ- наго совѣта. Это избраніе учащихъ, л также и увольненіе ихгь производится попечительнымъ совѣтомъ съ вѣдома областной организаціи, утверждается же губернскимъ школьнымъ комитетомъ.

5) По иниціативѣ каждаго члена попечительнаго совѣта можотъ быть поднятъ вопросъ о дѣятельности учителя, – хо-торьш можетъ быть удаленъ по цред-

. ставленію совѣта^ губернскимъ школьнымъ комитетомъ.

6) Если члены попечительнаго совѣта—педагоги не соглашаются съ членами—представителями общества или родителей, то окончательное рѣшеніе вопроса объ удаленіи учащаго пѳрѳ-

– дается губернскому школьному комитету.

7) Вопросы спеціально-педагогическаго характера должны обсуждаться только педагогическимъ совѣтомъ-

8) Въ случаѣ разногласія между членами педагогическаго .совѣта—педагогами и членами совѣта—представителя- мд общественныхъ и родительскихъ ор- га-ішзащн дѣло передается губернскому школьному комитету.

Ѳ) Во главѣ высшаго начальнаго учи хшца стоить выбранный попечитель, ыымъ совѣтомъ на 4 года завѣдьіваю- щій училищемъ, на котораго возлагаются слѣдующія обязанности: а) сношеніе съ организаціями и лицами, имѣющими.’ отношеніе къ школѣ,

6} наблюденіе за ходомъ, учебно-воспитательнаго дѣла, в) изысканіе мѣръ для улучшенія учебно-воспитательнаго дѣла совмѣстно Сѣ членами совѣта, 17 наблюденіе за тѣмъ, чтобы жизнь школы шла согласно съ постановленіями совѣта, д) представленіе смѣты годовыхъ расходовъ На разсмотрѣніе и ут- вѳрздеыіе попечительнаго совѣта.

10) Педагогическій совѣтъ изъ своей среды избираетъ срокомъ па 1 годъ завѣдывающаго •школьными библіотеками я секретаря педагогическаго совѣты,.

11) Педагогическому совѣту принадлежитъ право свободнаго преподаванія учебныхъ предметовъ въ предѣлахъ общегосударственныхъ программъ.

дді Въ своей воспитательной дѣятельности педагогическій совѣтъ вполнѣ свободенъ–у (онъ, ‘устраиваешь Ѵассы взаимопомощи, кружки самообразованія, школьные клубы и т. д.).

13) Каждый членъ президіума роди

тельскаго комитета и попечительнаго совѣта имѣетъ право посѣщать уроки преподавателей—-безъ права замѣчаній. і : і<! ‘і:

14) Попечительный совѣтъ само стоясельно распоряжается школьными средствами.

Принявъ это положеніе обо» управленіи высшими- начальными училищами, совѣщаніе признало необходимымъ «предложить всѣмъ учащимъ высш. м. училищъ тотчасъ же сорганизовать прк •училищахъ попечительные совѣты а внести въ нихъ вопросъ о выборѣ теперь лсѳ преподавательскаго состава впредь до введенія новой организаціи школьнаго дѣла въ губерніи».

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ это и было выполнено Майскій съѣздъ по этому поводу вынесъ болѣе осторожное постановленіе:

«Не приступать на мѣстахъ къ практическому проведенію реформы но управленію школой впредь до окончательной разработки и утвержденія этой.реформы’на 2-мъ общегубернскомъ нерм- скдмъ общеучительскомъ съѣздѣ».

Много Времени отнялъ ѵ майскаго съѣзда вопросъ о матеріальномъ положеніи в. н. училищъ и учащихъ въ лихъ, при чемъ попутно съ этимъ были затронуты и нѣкоторые вопросы правового характера.

Здѣсь прежде всего., выяснилось, что въ большинствѣ высшихъ начальныхъ училищъ пермской губерніи въ настоящее время отъ суммъ, ассигнованныхъ по штатамъ на хозяйственныя нужды училищъ, осталось или очень немного, или даже совсѣмъ ничего но осталось. Мезеду тѣмъ, осоныо училищамъ предстоятъ. крупные расходѣ! на заготовку Дровъ, цѣна которыхъ рѣзко повысилась по сравненію съ цѣнами, существовавшими до войыы, и возрастаетъ все дальше. Сильно возросла также, по сравненію съ прежними временами, и плата служителямъ училищъ, возросли также и другіе расходы по содержанію училищъ. Безъ дополнительныхъ ассигнованій на хозяйственное содержаніе многимъ училищамъ но прожить въ теченіе предстоящаго 1917—1618 учебнаго года, и возможно даже, что на зимніе мѣсяцы ихъ придется прикрывать.

Поэтому необходимо ходатайствовать передъ. министерствомъ народнаго просвѣщенія о немедленномъ, дополнительномъ. ассигнованіи суммъ на хозяйственныя нужды высшихъ, начальныхъ училищъ пермской губерніи въ 1917 году, а также объ увеличенномъ ассигнованіи суммъ на этотъ же предметъ и на 1918 годъ. Размѣры дополнительныхъ суммъ должпы быть опредѣлены смѣтами, составленными педагогическими совѣтами училищъ губерніи. Несомнѣнно, что училища, содержимыя включительно на средства мѣстныхъ источниковъ городовъ и земствъ, наравнѣ съ училищами, содержащимися на сродства казны, должны быть удовлетворены дополнительными ассигно- ‘ ваніями изъ средствъ каяны.

Положеніе учащихъ в. и. училищъ также крайне затруднительно, по съѣздъ не призналъ возможнымъ, въ виду тяжелаго положенія русскихъ финансовъ, поднимать немедленно вопросъ о пересмотрѣ штатовъ (въ настоящее время это уже сдѣлано самимъ министерствамъ). Но тѣмъ не менѣе съѣздъ -нашелъ необходимымъ указалъ на рядъ мѣръ, которыя желательно пѳрь жѳ провести въ жизнь.

Прежде всего необходимо, чтобы пя- тилѣтнія прибавки учащимъ, а также » прибавки военныя выдавались одновременно съ выдачею жалованья.

Необходимо также, чтобы военныя прибавки отпускались і»** только учащимъ, служащимъ въ училищахъ- содержимыхъ казною, но также и въ| тѣхъ, которыя содержатся мѣстными общественными учрежденіями (въ нихъ учащіе прибавокъ до послѣдняго «времени не получали).

Признано также необходимымъ ‘%’ военныхъ прибавокъ въ заводахъ и селахъ сравнять съ % прибавокъ, назначенныхъ въ городахъ, такъ какъ жизнь тамъ за послѣднее время стала даже дороже городской жизни.

Если съ вопросомъ о пересмотрѣ штатовъ, въ виду военнаго времени и затруднительнаго положенія государственнаго казначейства, можно повремените, то необходимо немедленно увеличить жалованьо учительницамъ рукодѣлія до 420 руб. въ годъ, а учителямъ искусствъ до 720 фу б. въ годъ.

Очень затруднительно также матеріальное положеніе лицъ, замѣщающихъ призванныхъ на военную службу учителей. Въ интересахъ такихъ замѣстителей было бы только лишь справедливо -выдавать имъ вознагражденіе въ размѣрѣ нормальнаго учительскаго оклада, т. ѳ. по 960 руб. въ годъ, вмѣстѣ съ военными прибавками, если таковыхъ эти лица по другой должности н» получаютъ. Безусловно необходимо выдавать такимъ лицамъ вознагражденіе к ’ ѵ лѣтніе мѣсяцы.

Въ штатахъ высшихъ начальныхъ училищъ пропущены двѣ важныя статьи расхода’: вознагражденіе секретарю педагогическаго совѣта и библіотекарю.

Это произошло, вѣроятно, потому, что составители штатовъ придерживались штатовъ городскихъ . училищъ, гдѣ этихъ статей тоже Но имѣлось. По инструкціи для городскихъ училищъ секретарь и библіотекарь вознаграждались за свою Добавочную работу изъ спеціальныхъ средствъ- Теперь жѳ является настоятельно необходимымъ обученіе въ высшихъ начальныхъ. училищахъ сдѣлать безплатнымъ. Но въ то жѳ время всякій добавочный трудъ у чащахъ долженъ быть оплеченъ, такъ какъ извѣстно, что систематически безплатный трудъ мало продуктивенъ. ‘И’; – Г НТОТОИ!

Поэтому въ яятероелхъ дѣла необходимо назначить опредѣленные оклады за секретарство и библіотекароѣво, хотя бы по 120 руб. Вт» годъ секретарю * библіотекарю въ однокомплектномъ вые темъ начальномъ училищѣ.

Принципіально признано также желательнымъ, чтобы всѣ учащіе высшихъ начальныхъ училищъ имѣли казенныя квартиры, что вызывается слѣдующими соображеніями; близость учащихъ къ училищу дастъ имъ возможность удѣлять своему дѣлу, не только урочное, но и внѣурочное время; кромѣ того, во многихъ заводахъ и сѳ’лахъ квартирный вопросъ обстоитъ очень остро изъ-за полнаго отсутствія . квартиръ- Въ городахъ же учащимъ приходится нанимать квартиры очень далеко отъ училища, потому вторично приходить въ учила- що ..учащіе, затрудняются, а. это бываетъ иногда необохдимо для пользы дѣла (нопр., приготовленія кт> опытамъ * проч.).

На сіъѣздѣ указано было на попор- ]’ мальпостъ въ правовомъ положеніи тѣхъ учащихъ, которые .раньше служили въ народныхъ школахъ, потомъ перешли въ городскія училища сначала изъ пла- [ты по найму, л потомъ были утвержде- Іпы въ должностяхъ. Время службы въ ■^народной ппсодѣ такимъ лицаміъ зачи- , сляотся и на пятшгѣтнія прибавки и на 1 выслугу’ пенсіи, а время исполненія обязанностей, изъ платы по найму но_ считается (с-т ХП по л о выспт. иачГ уч.). Можду тѣмъ, исполняющіе обязанности несутъ ту же работу, что л учителя полноправные; къ тому же съ нихъ удерживаютъ и установленные пенсіонные вычеты, что дѣлается въ департаментѣ народнаго просвѣщенія при ассигнованіи кредитовъ на (содержаніе личнаго состава училищъ.

Поэтому съѣздъ призналъ1 необходимымъ, чтобы вся служба по ‘Министерству народнаго просвѣщенія, гдѣ бы я при какихіъ бы условіяхъ она не .протекала, засчитывалась, какъ; на. выслугу пенсіи, такъ’ и- на . выслугу пятилѣт-

гттттъ прибавокъ*

Конечно, съѣздомъ были предусмотрѣны це всѣ пожеланія учащихъ в. п. училищъ. Такъ.. напримѣръ, азъ докладѣ тграс.Ноуфимцевъ читаемъ:

«.Всѣ излишніе труды отдѣльныхъ проподавателей должны быть оплачиваемы особо, какъ-то: секретарство віъ педагогическомъ совѣтѣ, библіотекар- етво. завѣдываніе физичлек’и^гь и •зст**- ствсино-историческимъ кабинетомъ, исправленіе пнсьМѳннътхъ работъ учениковъ, замѣщеніе уроковъ, пропусяЫё- мыхъ преподавателями но уважительной причинѣ».

Въ нхъ же докладѣ затронутъ такж> вопросъ о пенсіяхъ, который рѣшается ими въ такомъ видѣ: «полная пенсія назначается за 25 лѣтъ педагогической дѣятельности, за 2П лѣтт>—4,= полной пенсіи, за 15 • лѣнь—х’а, за 10 лѣтъ *(« и за 5 лѣтъ единовременное пособіе въ размѣрѣ годового оклада Жалованья, такія же пенсіи необходимо опредѣлите и тѣмъ изъ учащихъ, которые вынуждены будутъ покинуть службу по собственному желан-іго». Кромѣ того, «учащимъ, обремененнымъ семействами, необходимо •выдавать соотвѣтствующія пособія на воспитаніе ^ѣтей тг лтредостан- лять стипендіи ихъ дѣтямъ въ учебныхт за на до ніяхъ».

(Продолженіе слѣдуетъ).

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003