К учителям и учительницам.

Название публикации: К учителям и учительницам.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 02.04.1917.
Номер выпуска: 12 13.
Страница(ы): 47, 48
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Учредительное собрание, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Из писем народных учителей.
Тип публикации: Письмо.
Персоналии: Бронина.
Топонимы: Бежецк, Бежецкий уезд, Пермская губерния.
Ключевые слова: Начальные народные училища, Общество вспомоществования, Учитель, Школьная деятельность, всеобщее обучение, народная грамотность, обучение взрослых.

Текст публикации

Изъ писемъ по вопросамъ народнаго образованія.

Къ учителямъ и учительницамъ.

Происходившее 19 го и 20-го марта общее собраніе „Обще­ства вспомоществованія учащимъ и учившимъ въ начальныхъ училищахъ Пермской губерніи” постановило обратиться во всѣмъ учителямъ Пермской губерніи со слѣдующемъ призывомъ:

„Товарищи учителя и учительницы!.

Старая деспотическая власть Россійскихъ императоровъ пала, старый бюрократическій строй низвергнутъ. Для того, чтобы вывести страну на свѣтлый путь свободна­го гражданскаго устройства, революціоннымъ народомъ выдвинуто Временное правительство, задачей котораго является, помимо Уп­равленія всей текущей жизнью страны, созывъ учредительнаго собранія для выраженія воли народа относительно образа правле­нія, для изданія основныхъ законовъ, которые дадутъ странѣ не­зыблемыя основы свободы и равенства, и для рѣшенія цѣлаго ря­да такихъ важныхъ вопросовъ, какъ, напримѣръ, вопросъ о землѣ.

Велика роль учителя въ этотъ великій историческій моментъ въ дѣлѣ приведенія въ сознаніе и жизнь широкихъ слоевъ насе­ленія началъ новаго правового строя.

При старомъ павшемъ режимѣ народный учитель былъ чрез­вычайно стѣсненъ въ своей дѣятельности на благо народа и, по­жалуй, сильнѣе другихъ культурныхъ работниковъ испытывалъ всю тяжесть общаго гнета, неудержимаго произвола и опеки адми­нистраціи какъ общей, такъ и своей — учебной. Всѣ тормозили работу учителя на пользу народа и на улучшеніе собственныхъ бытовыхъ и профессіональныхъ условій службы.

Теперь условія измѣнились… Учителю открыта совершив­шимся переворотомъ широкая возможность къ свободной дѣятель­ности въ направленіи улучшенія и совершенствованія культурно-экономическихъ условій жизни населенія страны, а также и въ области своихъ учительскихъ правъ и интересовъ.

Что же дѣлать теперь намъ, народнымъ учителямъ?

Передъ нами двѣ задачи.

Первая — нашъ гражданскій долгъ — закрѣпленіе въ населеніи страны понятій о новомъ правовомъ государственномъ устройствѣ на началахъ народовластія; разъясненіе вопроса о необходимости продолженія войны въ согласіи съ западными демократіями; участіе во всей культурно-экономической жизни страны; подготовка населенія къ сознательному участію въ выборахъ въ предстоящее учредительное собраніе.

Вторая наша задача защита нашихъ учительскихъ профес­сіональныхъ интересовъ.

И обѣ эти задачи можно выполнитъ только соеди­ненными силами.

Организуйтесь же, товарищи!

Это наше первое неотложное дѣло. Соединяйтесь сначала въ учительскія общества по уѣздамъ, а потомъ организуемъ губернскій учительскій союзъ и мощнымъ потокомъ вольемся въ Всероссійскій учительскій союзъ.

Организовавшись, мы легче и плодотворнѣе выполнимъ не только вторую задачу, но и первую — работу въ деревнѣ.

А тамъ теперь работы непочатый уголъ…

Сельскому населенію, по примѣру городскихъ жителей, надо прежде всего сплотиться тѣснѣй, насадить своя совѣты и коми­теты и отправить представителей этихъ совѣтовъ и комитетовъ и въ городскіе уѣздные и губернскій — комитеты. И во всѣхъ этихъ сельскихъ организаціяхъ учитель долженъ принимать живѣйшее участіе, долженъ самъ звать къ организація, гдѣ ея еще нѣтъ.

Въ Бѣжецкѣ учительница Бронина избрана предсѣдательни­цей аленинскаго волостного комитета Бѣжецкаго уѣзда. Вотъ при­мѣръ, достойный подражанія, и для насъ, учителей и учитель­ницъ Пермской губерніи!

Населеніе многаго не знаетъ, многаго не понимаетъ, во мно­ гомъ не разбирается.

Помогите ему въ этомъ. Бесѣдуйте, читайте газеты, объя­сняйте все происходящее, подготовляйте населеніе въ сознательно­му участію въ предстоящемъ великомъ дѣлѣ — въ выборахъ въ учредительное собраніе.

Помните: теперь можно вполнѣ свободно говоритъ; можно, не боясь никого, объединяться.

Организуйтесь же и учитесь сами!

Организуйте и учите населеніе!

Всѣ за работу на защиту свободы родины!

По вопросу о работѣ учительства собраніе приняло слѣ­дующую резолюцию:

Общее собраніе „Общества вспомоществованія учащимъ и учившимъ народныхъ училищъ Пермской губерніи”, приникая во вниманіе, что народный у чатель долженъ быть однимъ изъ глав­ныхъ культурныхъ дѣятелей деревня, признало необходимымъ вывести слѣдующія руководящія указанія по вопросу о дѣятельности учителей въ настоящій моментъ:

1. Основной задачей для всѣхъ культурныхъ силъ страны является укрѣпленіе новаго свободнаго строя и дѣятельное участіе въ подготовкѣ созыва полновластнаго учредительнаго собранія, созваннаго на основахъ всеобщаго, прямого, равнаго и тайнаго голосованія безъ различія пола и національности.

2. Народный учитель въ силу своего близкаго положенія къ народу, долженъ принять наиболѣе дѣятельное участіе въ ра­ботѣ и подготовкѣ учредительнаго собранія, стреміться къ орга­низаціи населенія въ союзы и къ ихъ объединенію по волостямъ, уѣздамъ и въ общегубернскій, а также привлекать населеніе къ составленію наказовъ нашимъ представителямъ въ учредительномъ собраніи и временному правительству о желательныхъ реформахъ.

3. Дѣятельность учителя въ настоящій моментъ должна со­средоточиться, главнымъ образомъ, на выясненіи населенію при­чинъ и значенія совершавшагося переворота, цѣли созыва учреди­тельнаго собранія и порядка выборовъ въ него.

4. Учитель не долженъ также забывать выясненія населенію всей необходимости продолженія борьбы съ внѣшнимъ врагомъ въ цѣляхъ укрѣпленія началъ новаго демократическаго строя въ тѣсномъ единеніи съ союзными западными демократіями.

5. Намѣченныя цѣла могутъ быть достигнуты только при сплоченности и организованности народнаго учительства.

6. Отсюда очевидна необходимость организаціи учительства отъ мелкихъ ячеекъ — уѣздныхъ обществъ — до Всероссійскаго учительскаго союза, объединяющаго все учательство страны.

7. Учительство для продуктивносги своей работы должно уяснить себѣ всѣ политическіе вопросы, выдвигаемые настоящимъ моментомъ.

8. Съ этой цѣлью „Общество вспомоществованія” должно устроить лекцiи и собесѣдованія для учителей какъ въ мѣстѣ своей дѣятельности такъ и по деревнямъ при содѣйствіи лекторовъ, приглашаемыхъ обществомъ.

9. Для достиженія намеченной въ пунктѣ 8-мъ цѣли не­обходима организація лекціонной комиссіи, на обязанности которой лежитъ привлеченіе лекторовъ и командировка ихъ на мѣста по соглашенію иля требованію мѣстныхъ организацій, и изданіе ли­тературы по политич. вопросамъ текущаго момента въ союзѣ съ другими культурными организаціями.

10. „Общество вспомоществованія” прязываетъ учителей ис­пользовать все свободное время и особенно пасхальныя каникулы въ цѣляхъ своего политическаго воспитанія, а лѣтнія каннкулы посвятить работѣ по политическому воспитанию населенія”.

Кромѣ того, собраніе постановило: 1) поручать правленію общества обратиться въ губернской и уѣздной земскимъ управамъ съ предложеніемъ организовать хотя бы двухнедѣльные раіонные курсы для учителей по политическимъ вопросамъ, выдвигаемымъ текущимъ моментомъ.

2) Поручить правленію общества обратиться къ земству съ предложеніемъ немедленно устроить съѣзды всѣхъ культурныхъ работниковъ деревни для выработки плана работы деревни въ те­кущій моментъ.

3) Предложить инспекторамъ народныхъ училищъ, уѣзднымь управамъ и начальству школъ духовнаго вѣдомства не препятствовать учителямъ дѣлать кратковременные перерывы школьныхъ занятій въ случаяхъ необходимости общественно-политической работы учителя.

О другихъ постановленіяхъ собранія, а также о нѣкоторыхъ интересныхъ преніяхъ на ненъ скажемъ въ слѣдующій разъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003