Из первых дней войны

Название публикации: Из первых дней войны
Газета: Пермская жизнь
Дата: 07.02.1917.
Номер выпуска: 346.
Страница(ы): 2
Автор: М. Кузнецов.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Средиземное море.
Ключевые слова: \"Бреславль\", \"Гебен\".

Текст публикации

Изъ первыхъ дней войны
„Гебенъ“ и „Бреславль” въ Средиземномъ морѣ.
Кто незнакомъ съ именами нѣмецкихъ крейсеровъ Гебена и Бреславля, находящихся теперь въ Константинополѣ; но какъ эти крейсера попали туда и зачѣмъ,^ этого об- 1 сгоятельства не можетъ знать каждый.
Вотъ мы н иопытаемся дать въ этой статьѣ краткое описаніе дѣйствій Гебена и Бреславля въ первые дна великой войны. Матеріаломъ въ этомъ намъ будетъ служить статья .Ішііе уеіея въ номерѣ отъ 29 іюля 1916 г. фравцузкой Иллюст. самъ же авторъ этихъ статей пользовался, нздан. «Плаванія Гебена и Бреславля», гдѣ, какъ въ Берлннѣвѣ и названой говоритъ Ведель, подвиги этихъ крейсеровъ опвеаны въ духѣ рекламы для ^аптекарскихъ товаровъ.
I );
Еще болѣе чѣмъ за годъ до войны Ге- бенъ н Бреславль уже были посланы въ Средиземное море. Гебѳнъ обладалъ сильной артиллеріей (10-ти—11-ти дюймовыхъ орудій н 12-ти дюймовыхъ) при ходѣ въ 28 узловъ (узелъ 1з/« версты).
Бреславль обладалъ точно такимъ же ходомъ при вооруженіи изъ 10-тп 4—дюймовыхъ пушекъ.
На первый взглядъ, конечно сила небольшая. Но надо было обратить вниманіе на то,- что такимъ ходомъ тогда не обладали ни одно французское и даже англійское военное судно изъ большихъ и что во главѣ этого небольшого отряда былъ поставленъ ввцѳ-адмнралъ Сушанъ, обладавшій большимъ морскимъ смысломъ и темпераментомъ корсара.
Судя по тому, что во главѣ этого отряда было поставлено такое значительное въ морской іерархіи лицо, надо было полагать, что и задачи этого отряда были не изъ це значительныхъ.
Въ предвидѣвіи своихъ будущихъ дѣйствій въ Турціи, Гебѳнъ долго плавалъ на востокѣ, два раза былъ въ Константинополѣ, гакъ что Дарданеллы были ему хорошо извѣстны.
Но перейдомъ ближе въ лѣту 1914 г
28 іюля новаго стиля, день убійства эрцгерцога Фравца-Фердинанда, день одного изъ важныхъ * событій въ подготовкѣ великой войны, Гебевъ стоялъ у Кайфы въ Сиріи.
Немедленно онъ былъ отозванъ въ Полу, ближе къ мѣстамъ, гдѣ должна былд на-
чаться война.
Бреславль же былъ въ это время недалеко отъ этихъ мѣстъ. Онъ стоялъ вмѣстѣ съ международной эскадрой у Дураццо въ Албаніи.
И онъ былъ тоже отозванъ оттуда въ Полу, гдѣ была собрана вся австрійская эскадра. Никто еще и не помышлялъ изъ членовъ согласія о войнѣ, а уже нѣмецкія силы Адріатики собраны воедино въ Полѣ, откуда съ началомъ военныхъ дѣйствій и роль Гебена и Бреславля могла быть различна.
При участіи въ войнѣ Италіи на сторонѣ нѣмцевъ, роль руководителя операцій могла бы выпасть на долю Сушана, при воздержанія отъ участія въ войнъ Италіи —роль Гебена н Бреславля должна была свес. на крейсѳр. операц. по потопле. транспортовъ съ французскими войсками, шедшими изъ Алжира во Францію…………….
Но вотъ вечеромъ 19 іюля стараго стиля объявляется Германіей война Россіи.
Въ тотъ же день Гебенъ тайно выходитъ нзъ Полы въ Бриндизи, соедвняется тамъ съ вышедшемъ ранѣе Бреславлемъ.
Вечеромъ 20 іюля|шлн оба уже-.,въ Мессинѣ. Въ моментъ нхъ прибытія туда же нрибылъ и большой пароходъ нѣмецкой восточно-африканской линіи съ запасомъ провіанта для крейсера въ и запасомъ турецкихъ фееокъ для команды, хотя, еще до пути въ Константинополь было далеко. Прибытіе этого парохода уже было предусмотрѣно! Теперь время наступило для дѣйствій. Въ 1 часъ вочи 21 января оба крейсера отбыли по неизвѣстному назначенію, какъ оказалось потомъ, къ берегамъ Алжира, докуда отъ Мессины было также растояніѳ, какъ отъ Фравціи. Мессина ста- даже отправной^ точкой для нападенія. При счисленіи дней мѣсяца мы слѣдовали и будемъ слѣдовать старому стилю.
Что же дѣлали тогда французы? Французская эскадра была собрана въ Тулонѣ.
20 Іюля ова узнала о присутствіи нѣмецкихъ крейсеровъ на Сициліи.
Въ это время англичане, имѣвшіе морскую базу въ Мальтѣ предпринимали со своей стороны уже предупредительныя мѣры. Они еще не воевали. Часть ихъ эскадры заняла Мессинскій проливъ, часть расположилась между южной Сициліей и
Тунисомъ, самъ же главный адмиралъ Мильнъ стоялъ еще у Мальты . . . . . ‘
Когда Гебенъ Бреславль вечеромъ 21 іюль огибали югъ Сициліи, безпроволочный телеграфъ имъ принесъ давно ожидаемую новость объ объявленін войны Германіей Франціи, которая была принята командами съ неистовою радостью. Несмотря ва строгость нѣмецкой дисциплины, адмирала качали.
Сушанъ подписалъ на пути Бреславлю бомбардировать Бонъ, а самъ направился къ Филиппвнлю (города въ Алжирѣ).
Но на нути пришло неожиданное предписаніе—итти въ Константинополь:
Позиція Англіи опредѣлилась, ея участіе въ войнѣ вдѣлалось очевиднымъ—въ силу чего и былъ данъ такой приказъ. У мыса Матапаиъ, самая южная точка Греціи, долженъ былъ ихъ ждать угольщикъ. Опять все предусмотрѣно!
Но Сушанъ ослушался м продолжалъ путь къ Алжиру. Онъ полагалъ найти тамъ французскіе транспорты съ войсками н потопить ихъ.
Но французскіе войска еще не перевозились, и даже транспортовъ самихъ не было еще, почему, пострѣлявъ по пустымъ берегамъ Бина и Фллаппвнля, крейсера снова дали ходъ на западъ и, когда скрылись изъ горизонта, повернули прямо на востокъ.
Сейчасъ наступаетъ самая интересная часть ихъ плаванія………………………….
Тѣмъ временемъ французская эскадра тремя группами утромъ 21 іюля направилась къ Алжиру.
Идя въ два раза медленнѣе нѣмцевъ, она на пути узнала уже о бомбардировкѣ Бона и Филлиппвнля и объ исчезновеніи крейсеровъ на западъ.
Очень картинно Ведель рисуетъ положеніе ва морѣ въ эти моменты.
«Море не являетея уже болѣе прежней мертвой и молчаливой пустыпей. Послѣ изобрѣтевія безпроволочнаго телеграфа оно походитъ на лѣсъ, гдѣ шумятъ разныя птицы, каждая по своему. Не только корабля остаются въ постоянномъ общеніи другъ съ другомъ, но.приближеніе сосѣдей открывается имъ говорящими волнами, которыя тѣ испускаютъ и получаютъ сами. Если ихъ не видятъ, ихъ слышатъ. Можно понимать даже самые секретные ихъ разговоры».
По этимъ говорящимъ волнамъ нѣмцы узнали, что съ запада и востока идутъ
суда враговъ,
На востокѣ были французы, и съ запада шли англичане.
Въ эготъ моментъ Гебевъ и Бреславль уже тли на востокъ, въ Константинополь.
Союзники же рѣшали въ этотъ моментъ, куда пойдутъ нѣмцы.
Ови сдѣлали три предложенія: иуть въ Гибралтаръ, путь въ Полу обратно, въ Константинополь.
Путь въ Константинополь откинули какъ невѣроятный, а два первые пути были предусмотрѣны в на нихъ былъ сдѣланъ отвѣтъ.
Па пути въ Гибралтаръ были французы, на пути въ Полу были англичане.
Казалось, нѣмцы были окружены, оставалось только ихъ поймать. Такъ какъ французская эскадра преграждала путь къ Гибралтару в должна была охранять перевозку войскъ изъ Африки во Францію, за^ дача этой ловлн падала на англичанъ, которые еще не объявили войны Германіи, объявленіе же ея должно было послѣдовать съ часу иа часъ.
И.
23 іюля въ 11ч. дня, между Тунисомъ и Сердиаіей, Гебенъ н Бреславль встрѣтились съ отрядомъ адмирала Мнльна. Оба будущіе врага прошла мимо еъ скоростью болѣе, чѣмъ 60 верстъ въ часъ.
«Война между его страной (Мильна) и Германіей не была еще объявлена—она будетъ объявлена еще только чрезъ 12 часовъ; адмиралъ Мальні не можетъ еще от крыть огня, и адмиралъ Стшавъ, болѣе молодой, который долженъ былъ салютовать первый, считаетъ, что теперь время уже ве для вѣжливости. Моментъ былъ острый. Всѣ были па боевыхъ мѣстахъ, съ наведете вымв биноклями, громадныя чушки были готовы къ стрѣльбѣ, самый незначительный жестъ дурно понятый моп. вызвать смертельную дуэль, которая бы неминуемо по1 ложвла конецъ крейсерству Гебена н Бреславля».
Но все обошлось спокойно. Пропустивъ нѣмцевъ, англичане повернули назадъ и пошли слѣдомъ за нѣмцами
Но обладая лучшимъ ходомъ, нѣмцы чрезъ нѣсколько чаеовъ скрылиеь изъ вида англичанъ. Ночью, пользуясь тучами нѣмцы направились въ Мессину, чтобы пополнить свои угольныя ямы, опустѣвшія огь длиннаго и екорого перехода.
Въ 11 ч. ночи Сушанъ узналъ новость, что война между Германіей н Англіей уже объявлена,
Въ 4 часа утра 24 іюля нѣмцы пришли въ Мессину и начала грузить уголь.
Вечеромъ въ тотъ же день итальянцы имъ объявили, что по законамъ военнаго вреаеви завтра уже нѣмцы должны покинуть портъ.
Нужно было подчиниться.
Что же дѣлали англичане за время Мессинской стоянки нѣмцевъ?.
Отрядъ адмирала Трудбрадова караулилъ Огрантскій проливъ, куда вдоль сѣвера Сициліи шелъ также и Милнъ.
Англичане все еще не допускали у нѣмцевъ намѣреніе спасаться въ Константинополѣ. Они все еще полагали, что вѣнцы пойдутъ на соединеніе съ австрійцами къ Полу. И сами нѣмцы, стоя въ Мессинѣ, давали всячески понять англичанамъ, что ени намѣрены нтти въ Полу и пробиться чрезъ англійскій флангь, стоящій въ Отран- тском’ъ проливѣ…..
Въ 5 ч. вечера 25 іюля нѣмцы вышли изъ Мессины и пошли на югъ.
Едва только оян прошли маякъ, какъ наткнулись на легкій англійскій крейсеръ Глучестеръ, старый знакомый Бреславля по Дураццо.
Гяучелоръ слѣдовалъ за нѣмцамв вдоль южнаго берега Италіи.
Нѣмцы все время давали еиу понять, чго намѣрены иттн на сѣверъ въ Отрантскій проливъ.
Въ эго самое время нѣмцы, желая спутать телеграфное сообщеніе Глучестѳра съ англійскими судами, даже давали ложные приказанія Трубридону итта въ Вальту изъ Огрантскаго нролива. Не; едаютъ, чго даже они будто бы владѣли англійскимъ телеграфнымъ шифромъ. ѵ
Авгличане, однако, стоящіе въ Отравт- скомъ проливѣ продолжали оставаться гамъ, тѣмъ временемъ нѣмцы уже поворотили съ сѣвера прямо па востокъ, на югъ Греціи. Почему адмиралъ Трудбридонъ не успѣлъ выйти изъ Огрантскаго пролива и итта на перерѣзъ нѣмцамъ на ихъ пути въ нысу Матапанъ? Эго осталось неизвѣстнымъ. За это адмиралъ былъ судимъ судомъ, во былъ оправданъ.
Тѣмъ временемъ Глучестеръ гнался за нѣмцами, временами перестрѣливаясь съ пими. За Глучестеромъ вдалекѣ шли другія англійскія суда. Наступилъ опять перерывъ. И преслѣдуемые и преслѣдующій должны были брать уголь.
Гѳбенъ п Бреславль нашли заранѣе приготовленнаго угольщика у мыса Матаванъ, а англичане брали угодъ на одномъ
изъ Іоническихъ острововъ. .К,
Самъ же Мальвъ, идя со своимъ отрядомъ ва помощь Глучестеру, зашелъ въ Мальту.
Нѣмецкая дипломатія тѣмъ временемъ работала въ Кэнставтиноподѣ, добиваясь пропуска чрезъ Дарданеллы Гебена и Брее- лавля. Дѣло нѣсколько замедлилось. Сушанъ получилъ приказъ немного обождать. Но какъ и гдѣ ждать? Надо было найти укромное мѣсто.
Такое мѣсто вѣші>.у нашла на иалеаь- комъ островкѣ, одномъ взь Докладъ, гдѣ овв простояли до вечера 27 нуля, когда ждать уже болѣе было нельзя, а англичане могли явиться съ часу на часъ.
Вэчеровъ 27 іюля, ве ползавъ еще все разрѣшенія на входъ въ Дарданеллы, Сушанъ уже направнлея туда, {рѣшивъ пройти силою въ проливъ.
Въ 5 часовъ вечера 28 іюля Геб-щ^-г-‘ Бреславль подош. къ выходу въ Дардаі/шы.
Разрѣшеніе ва входъ было дано^енед- ленно. Суда вошли въ пролнвъ^^ддрличанѳ теперь ионяли, гдѣ были вЖщи. Черезъ 4 часа послѣ входа въ Дарданеллы нѣм- ЦѲВЪ ПОДОШЛИ ИНГЛИЧИНви^’Йзъ^зи ночной темноты оаи должны ждать предъ
проливомъ утра, когдаЛпотребовали пропуска, узвавъ о томъ,—уэго нѣмцы были уже вчера впущены въ дѣливъ,—но получили отказъ. ~
«Въ этотъ момент^ нужно было пройти силою, какъ сдѣла% Сюффреаъ предъ Цраней и Нельсонъ у Копенгагена. Правда, ни тотъ и на другой (не имѣли безпроволочнаго іелеграфа, этого препятствія для всякой иниціативы, которое передаетъ самыя настоятельныя рѣшенія болѣе отдаленнымъ совѣтамъ, гдѣ только обсуждаютъ вмѣсто дѣйствія. 4
По для того, чтобы подобная смѣлость имѣла шансы ва успѣхъ, науто было рѣшиться ва нее къ вечеру же,I ибо во время ночи нѣмцы уже заняли форты, установили прожекторы, поставила къ орудіимъ наводчиковъ в нп медлили ни $ауты, чтобы приготовить мины».
Но на входъ силой англичане не рѣшались. А между тѣмъ присутствіе этихъ крейсеровъ въ Золотомъ Рогѣ въ дальнѣйшемъ послужило одной изъ побудительныхъ причинъ, вызвавшихъ и Турцію на войну съ согласіемъ. V
М. Кузнецовъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003