Экономические последствия общеевропейской войны

Название публикации: Экономические последствия общеевропейской войны
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 07.08.1914.
Номер выпуска: 32.
Страница(ы): 3, 4
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Заметка.
Персоналии: Федоров М. П..
Топонимы: Австро-Венгрия, Англия, Атлантический океан, Германия, Гибралтар, Дарданеллы, Италия, Россия, США, Средиземное море, Суэцкий канал.
Ключевые слова: внешняя торговля, морская торговля, оценка, снабжение, союзники, экономика.

Текст публикации

Экономическія послѣдствія общеевропейской войны.

Объ экономическихъ послѣдствіяхъ европейской войны Дѣ­лалась предположенія еще тогда, когда она давалась отдаленной и почти невозможной. Теперь нѣкоторые изъ этихъ выводовъ своевременно вспомнить. Предсѣдатель бюджетной комиссіи второй Думы М. II. Ѳедоровъ составилъ справку объ экономическихъ ин­тересахъ государствъ, которымъ придется участвовать въ большой европейской войнѣ.

Военныя дѣйствія прежде всего пріостановятъ внѣшнюю тор­говлю, достигающую у державъ тройственнаго союза и тройствен­наго соглашенія 28 милліардовъ въ годъ. Англія б чіѣе другихъ заинтересована во ввозимомъ сырьѣ, а потому ударъ, нанесенный войной, будетъ для нея особенно чувствителенъ. Менѣе другихъ заинтересована Россія. Въ Россіи пострадаютъ, главнымъ образомъ, хлопчатобумажныя фабрики. Но съ другой стороны, война умень­шитъ вывозъ русскихъ селіско хозяйственныхъ продуктовъ, въ результатѣ чего понизится покупательная способность сельскаго населенія, что разумѣется, отразится на обрабатывающей промыш­ленности. Лондонская морская декларація о правѣ морской войны, устанавливающая право захвата судовъ воюющихъ державъ и подвергающая большому риску суда нейтральныхъ державъ, за- тормазитъ перевозку товаровъ. Двѣ трети всего зарегистрированнаго судозого инвентаря флотовъ ішхти державъ будетъ изъято ивъ обращенія. Нейтральнымъ судамъ не справиться съ перевозкой. Снизится также доходность европейской желѣзнодорожной сѣти. Группа державъ, которая одержитъ морскую побѣду, получитъ во можность парализовать доставку товаровъ на территорію по­бѣжденнаго противника. Если Англія получитъ перевѣсъ на Ат­лантическомъ океанѣ, она закроетъ доступъ сырья изъ Америки въ Германію. Въ Средиземномъ морѣ обладаніе Гибралтаромъ и Суэцкимъ каналомъ можетъ совершенно прекратить подвозъ сырья въ Италію и Австрію. Съ другей стороны, частичный перевѣсъ на сторонѣ Германіи нреградитъ доступъ хлопка и сырья въ Р. с- сію черезъ балтійскіе порты и черезъ сухопутную границу. Осо­бенно чувствительнымъ будетъ ударъ, нанесенный войной снабже­нію населенія пищевыми продуктами. Въ привозѣ продуктовъ пи­танія наиболѣе вуждіется Англія, которая привозить три четвер­ти потребляемой пшеницы и одну треть мя а. Для подвоза рус­скаго хлѣба Англіи необходимо обезпечить себѣ преобладаніе на С|етиземномъ морѣ, такъ какъ девять деіятыхъ русскаго хлѣбнаго экспорта идетъ черезъ наши южные порты. Въ Германіи 60°/о привознаго хлѣба, почти все привозное с.впніе мя о и 40°/о кор­мовыхъ продуктовъ получаются изъ Россіи. Въ виду эгого продовільств.е Германіи, если на Атлантическомъ океанѣ будетъ гос­подствовать англійікій флотъ, будетъ оч-нь ослаблено. А°стр я должна будетъ напрягать всѣ свои силы для продовольствія сві.его войска и населенія.

Въ отношеніи Россіи опасность можетъ угрожать кинзу. Если мы и наши союзники не обезпечимъ себѣ свободный проходъ черезъ Дарданеллы п по Средиземному морю, тогда на:пр сеты-то хозяйство понесетъ огромные убытки. Дтя сѣвера и зпіада Россіи можетъ имѣть большое значеніе недостатокъ подвижного состава и дезорганизація желѣзнодорожнаго движенія. Черезъ балтійскіе порты и западную сухопутную границу Россіей получается зна­чительное количество заграничнаго угля. Его подвозу также угрожаетъ опасность.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003