Деревня и немцы

Название публикации: Деревня и немцы
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 06.03.1915.
Номер выпуска: 63.
Страница(ы): 2
Автор: А. Кайский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, война, деревня.

Текст публикации

Деревня и нѣмцы.

Не подумайте, однако, что борьба- съ нѣмецкимъ духомъ и съ нѣмецкимъ вліяні- { емъ проявляется лишь въ кртуп пыхъ -куль- , туриыхъ ‘пунктахъ и городахъ. Въ до- | вольно своеобрзаиой формѣ ее наблюдаютъ п въ деревнѣ. Правда, она проходитъ тамъ тихо и безшумно: да иначе, вѣдь, и быть нѳ мажетъ. Тамъ нѣтъ пи газетъ, ни журналовъ, являющихся резонаторами городской жизни. Въ отличіе отъ городовъ, щѣ иногда іромкія слова -и крылатыя фразы заслоняютъ собого дѣло,—тамъ въ деревнѣ | все дѣлается тихо и спокойно. Такъ, напримѣръ, тихо и спокойно, по разсказамъ .лицъ, только что пріѣхавшихъ изъ смоленской губерніи, смоленскія бабы и дѣвки * объявили войну нѣмецкому платью. Городскія моды, какъ извѣстно, въ деревнѣ считается какъ будто бы нѣмецкаго происхожденія. Суть ие въ томъ, правильно или неправильно это воззрѣніе,—вы скажите, что городскія модницы парижскій покрой предпочитаютъ нѣмецкому ,—но оно доказательно.

въ смыслѣ опредѣленнаго отрицательнаго отношенія народа ко всему, что хотя бы слабо намекаетъ на ненавистное тевтонство.

-Словомъ, въ смоленской деревнѣ изъ древнихъ запыленныхъ сундуковъ вытаскиваются на свѣтъ Божій старые бабушкины сарафаны и кокошники, а тѣ, у кого ихъ нѣтъ, на спѣхъ шьютъ новыя платья древне-русскаго образца.

Деревенскія модницы считаютъ зазоір- нымъ выходить на улицу въ праздникъ или идти на вечеринку въ платьѣ, покрой котораго онѣ -счищаютъ нѣмецкимъ. Тѣ изъ тихъ, у кого де сохранилось бабушкинаго наслѣдства или же не хватаетъ денегъ на шитье новыхъ платьевъ, по старому образцу, изъ боязни быть осмѣянными, предпочитаютъ сидѣть дома, ие показываясь на улицу. Коснулась ли эта своеобразная борьба съ нѣмецкимъ духомъ и нѣмецкимъ вліяніемъ только одной смоленской губерній, или же ее можно наблюдать и въ .другихъ районахъ, отвѣтить на этотъ вопросъ трудно. Всецѣло сосредоточивпги-сь на интересахъ, связанныхъ съ войной, мы, вполнѣ естественно, удѣляемъ вопросамъ деревенскаго быта вниманія меньше, чѣмъ раньше.

Но, теоретически разсуждая^ смоленскія быбы въ этомъ отношеній особаго исключенія представлять не должны. Поэтому вполнѣ возможно, что то, ЧТО (Происходитъ въ смоленской губерніи, можно подмѣтитъ и въ другихъ мѣстахъ. Почемъ знать, быть можетъ, за эволюціей въ деревенскихъ модахъ произойдетъ и эволюція другихъ сторонъ жизни. Все то, что было евя- зано съ, такъ называемой, нѣмецкой культурой, быть можетъ, также подвергнется остракизму н изгнанію.

Возвратятся къ -намъ совсѣмъ почти забытая, старая русская пѣсня и всѣ с/гарые русскіе деревенскіе хорошіе обычая.

А. Кайскій.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003