Черногория

Название публикации: Черногория
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 16.10.1914.
Номер выпуска: 42.
Страница(ы): 9, 10
Автор: А. Уфимский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Художественно-публицистические публикации.
Персоналии: господарь Даниил I.
Топонимы: Адриатическое море, Балканы, Венеция, Дания, Европа, Нидерланды, Турция, Цетинье, Черногория, Швейцария.
Ключевые слова: война, славянские народы.

Текст публикации

Черногорія.

Нѣжно блестятъ подъ яркимъ солнцемъ ласковые ззливы Адріатическаго моря. Веселая и шумная жизвь кипитъ вдѣсь внизу у морского побережья. А вдалекѣ мрачно стоятъ угрюмыя вершины Черногоріи. Оттуда, съ втихъ покрытыхъ темнымъ лѣ­сомъ «черныхъ» горъ въ праздничный день жители спускаются сюда на веселое побережье. Здѣсь накупаютъ они себѣ всякихъ вещей, нужныхъ и ненужныхъ, гуляютъ, глазѣютъ по сторонамъ и ватѣмъ уходятъ опять на свои недоступныя горы.

Странная и интересная судьба этого народа. К >гда полты­сячи лѣтъ тому назадъ ивъ далекихъ азіатскихъ степей хлынули на западъ турецкія полчища, все др гнуло, заколебалось и рух­нуло подъ ихъ натискомъ. Кое кто пытался бороться, но борьба была безнадежна, всякое сопротивленіе безсильно. Одни 8і дру­гими наро ы и страны балканскаго полуострова склонялись подъ турецкимъ пгомъ. Большинство пошло на уступки, продали тур­камъ свою свободу за родныя поля, плодородныя долины, которыя было жалко покидать. Такъ поступили многіе. Н> немногіе посту­пали иначе. Когда пораженія слѣдовали одно ьа другимъ, когда кругомъ все покорялось и склоняло голову, они покивули свои веселыя долины и милыя ноля и ушли въ недоступвыя горныя трущобы. Эго были остатки различныхъ славянскихъ племенъ, но, главнымъ обравомъ, это были сербы. Тамъ наверіу ваперлись ови въ своихъ убѣжищахъ и продолжали защищать свою свободу. Вэять эту естественную крѣпосіь было очень трудно. Турки пы­тались, но не могли. Тамъ надъ пространствами, покорившимися туркамъ, высились горныя вершины, занятыя сербами; это гор­дый одинокій славянскій утесъ надъ турецкимъ безбрежнымъ моремъ.

Не разъ турки пред; а-али черногорцамъ покориться, обѣщая почетъ и богатство, но всегда ови встрѣчали одинъ неизмѣнный гордый отказъ. Изнывавшіе подъ турецкимъ игомъ жвтелп рав­нинъ съ надеждой смотрѣли на Черныя горы, сулившія вмъ въ будущемъ освобожденіе. Но не одни турки гаподствовали тогда на Балканскомъ полуостровѣ. Съ вапада на этотъ полуостровъ на­двигались владѣнія Венеція, владычицы Абіотическаго моря. Власть турокъ была совсѣмъ не на руку богатой Венеціи, кото­рая всѣми силами стала поддерживать враговъ Турціи—черногор­цевъ. Черногорцы принимали поддержку, но и Венеціи въ руки не давались. Твердо держались они своей старой православной вѣры, ве поддаваясь ни идущему съ востока магометанству, ви надвигающемуся съ запада католицизму, стойко эицищалиони свою свободу и отъ Турціи и отъ Венеціи, ненавидя Турцію и опасаясь Венеціи. Неприступныя горы, твердая вѣра и неюкорвый духъ- были ихъ оружіемъ въ тяжелой борьбѣ, въ борьбѣ напряженной и долгой. Всегда въ сб >рѣ, всегда наготовѣ держались ови цѣлые годы. Ихъ отважныя дружины, „четы”, спускались съ горъ, про­никали глубоко внутрь покоренныхъ равнинъ вавосили вредъ непріятелю, наводили на него безумный ужасъ и неуловимыя возвращались опять въ свои горныя гнѣзда. Тамъ наверху было у нихъ тихо и ск)чно. Однообразная жиінь шла день ва днемъ. Но лишь толко турецкія войска рѣшались наказать черногорцевъ за ихъ сильные набѣги, вся Черногорія оживала. Крики часо­выхъ, какъ живой телеграфъ, разноевли по скаламъ вѣсть объ опасности. Всѣ поднимались, сильные и ловкіе, сроднившіеся со своими горгми и шли умирать за свои голые родные утесы, за великую идею народной независимости.

Долгіе годы проходили такъ, но время брало свое. Тайкомъ, в ровски, проникала въ Черногорію турецкая власть. Оказались слабые духомъ, стали принимать магометанство, вадѣясь такимъ путемъ получить благоволеніе турокъ. Появились и турки въ Черногоріи, но не какъ воины, а какъ мирные люди/Все больше и больше росло число потуренцввъ, людей, поддавшихся турецкой власти. Уже не разъ турки врывались внутрь страны, чего рань­ше имъ дѣлать не удавалось. Сила сопротивленія Черногоріи па­дала. Странѣ грозила великая опасность. Но живы были народныя силы и появился среди черногорцевъ вождь, опять заж°гшій огонь свободы.

Это былъ Даніилъ, получившій власть въ Черногоріи два вѣка тому назадъ. Оаъ былъ не только правитель, но и поэтъ. Въ жалобныхъ пѣсняхъ говоритъ онъ о своей отчизнѣ.

«Что это значитъ, что вотъ уже столько времени умолкли наши горы, что не раздаются родные крики. Оружіе наше покры ла ржавчина; земля осталась безъ главарей. Сдружился турчаьъ съ черногорцемъ; мулла кричитъ съ миіпрета въ Цетинье; гніетъ левъ, попавши въ ловушку, затерялось черногорское сѣмя. Сердца мужей охладѣли. Умеръ въ нихъ духъ свободы, гакъ умираютъ на горахъ солнечные лучи, когда солнце тонетъ въ морской пучинѣ», ,

Ему кажется, что спасенія нѣтъ и въ шпаніи своего без­силія онъ Говоритъ дальше: «Мало рукъ у мевя, и малая сила, я—соломинка между вихрями; жалкій сирота, у котораго нигдѣ нѣтъ никого; мое племя спитъ мертвымъ сномъ; надо мною за- крылося лебо; не принимаетъ оно отъ меня ни плача, ни мо­литвы. Весь свѣтъ сдѣлался для меня адомъ, а всѣ люди—адски­ми духами. О, черный девь, о черная судьба. О, несчастное, угасшее сербств ».

Нс эти жалобы были напрасны. Сербство не угасло. ІІ>дъ вліяніемъ горячаго призыва Даніила началось возрожденіе черно­горскаго народа. Если раньше овъ боролся, только защищая свою вѣру си національность, то теперь онъ уже началъ борьбу за власть. Отъ сбороны Черногорія перешла къ наступленію^ Ч рно- горія, и прежде всегда бывшая покровительницей всѣхъ бѣгле­цовъ отъ турецкаго ига, такъ называемыхъ ускаковъ, т<п-Ц)ь стала во главѣ, ихъ, чтобы начать открытую борьбу съ этимъ игомъ. И вотъ уже дча вѣка идетъ борьба балківцевъ за свободу, и два вѣка Черногорія стоитъ на передовыхъ постахъ. По странной игрѣ судьбы маленькой Черногоріи д.ведссь участвовать въ большихъ дѣлахъ, въ дѣлахъ не только балканскихъ. Вмѣстѣ со всѣми страдами Европы борола~ь Черногорія противъ Наполеоновскаго владычества. О за первая взялась за оружіе въ послѣднюю, бал­канскую войну, II теперь опять о ней приходится говорить Данія, Голландія, Швейцарія и многія другія страны прижались и мол- чаті, а голосъ маленькой Черногоріи отчетливо слышенъ сейчасъ въ хорѣ великихъ державъ. Черногорія сноза воюетъ и свова воюетъ успѣшно. Какія то неисчерсаамыя силы заложила судьба въ эгоіъ малевькій о колокъ когда то великаю сербскаго народа и онъ идетъ въ исторіи какими то особыми своими путями.

Жизнь Черногоріи мало похожа на то, что еѳ окружаетъ. Кругомъ вцш>у кипить р. бота, развивается промышленность, гу­дятъ машины, суетится га побережій пес/рая толпа, трудясь и гоняясь за барышемъ. А черногорцы у себя наверху продолясаюгь по старіму презирать всякій трудъ, кромѣ войны и охоты. Усту­пая требован ямъ жизни, они уходятъ порой внивъ на отхожіе промыслы, но приработавъ немного, возвращаются опять въ горы, чтобы вести жизнь такъ, какъ вели ихъ отцы и дѣды. Какъ всѣ горные народы, черногорцы сохранили у себя въ удивительной свѣжести далекую сѣдую старину. До самаго недавняго времени жизнь ихъ князя отличалась изумительной простотой. На про­гулкахъ по всей столицѣ Цетинье, похожей скорѣе на деревню, чѣмъ на городъ, черной рскш князь принималъ просителей, всту­палъ съ ньма въ долгіе разговоры. А по вечерамъ въ пріемной валѣ его дворца собирали ь запросто его помощники, старѣйшины племенъ, и друзья и вели долгую бесѣду о государственныхъ дѣ­лахъ. Вплоть до нашего времени сохранилась у черногорцевъ свя­щенная сила семейной организаціи, которая быстро и безслѣдно исчезаетъ у другихъ народовъ. С’хранились у нихъ и такіе ста­ринные обычаи, какъ обычай гостепріимства, по которому всякій гость, будь даже онъ врагъ, пользуется -покровительствомъ холя ина, или обычай побратимства, которое связываетъ двоихъ това­рищей на вѣчныя времена узами неразрывной дружбы. Безча,- сленвыя повѣрья, идущія отъ древнихъ вуемівъ, крѣпко живутъ въ этомъ народѣ и передаются изъ поколѣнія въ поколѣніе вмѣ­стѣ съ легендами и сказаніями о славномъ прошломъ рудной Чер ­ной горы. Многочисленные півцы распѣваютъ эти сказанія, гдѣ яркими краск ми описываются героическіе подвиги близкихъ и далекихъ предковъ. ІѴройстві, отвага, сила, ловкость —вотъ что цѣнили черногорцы. Все эго удивительно сближаетъ этотъ народъ іъ другими горными племенами. Горы—это живые музеи старины. Черногорія одивъ изъ самыхъ ивтересвыхъ такихъ музеевъ. Но она не только м^сй старинныхъ нарядовъ, обычаевъ и нравовъ. Эго музей доблести и славы. Эго—люди, не предавшіе себя и свсю свободу за покой и уютъ тихихъ долинъ. Это—горные орлы. Они избрали себѣ въ удѣлъ скудную жизнь въ голыхъ горныхъ вершинахъ, вѣчную опасность смерти, подстерегающей за каж­дымъ утесомъ. Этотъ маленькій вооруженный народъ три вѣка защищалъ свою свіб ду отъ турецкаго ига и два вѣка боролся съ эгимъ игомъ за свободу своихъ собратьевъ. Можетъ быть те­перь ему суждено будетъ увидать исполненныйт свои вѣковѣчны! мечты:’

(„3.“).                                                                                                                                            А. Уфимскій.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003