Будущее городского самоуправления

Название публикации: Будущее городского самоуправления
Газета: Свободная Пермь
Дата: 08.01.1919.
Номер выпуска: 10.
Страница(ы): 2
Автор: Юрист.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Сибирское правительство, местное самоуправление, политическая программа.

Текст публикации

Будущее городского самоуправления.

Ни один из волнующих освобожденную Пермь вопросов не достигая, кажется, такой остроты, как вопрос о том, в какой форме должно быть восстановлено местное самоуправление городов и земств.

Вопрос ставился не только принципиально, а в первые часы и дни даже исключительно конкретно. В городе усиленно и совершенно определению говорили о восстановлении Городской Думы прежнего, цензового состава, т. е. того состава ее, который существовал при старой режиме, до февральской революции 1917 года. Не говоря уже о ярых противниках такого шага, сторонниках .последней по времени Думы, намечалось еще третье течение, которое выдвигало проект „соединения “ всех трех составов: дофевральского („цензового”), так называемого „демократического”. т. е. пополненного случайными представителями личных организаций, временного состава Думы, сформировавшегося в марте и апреле 1917 г., и, наконец, последнего состава, избранного на основании закона Временного Правительства осенью 1917 г. на основе всеобщего избирательного права.

Все эти толки, колебания и предположения были категорически разрешены приказом военной власти, предписавшей восстановить органы городского самоуправления, законно существовавшие до большевического захвата, т. е. возобновить прерванную большевиками деятельность последнего городского самоуправления, избранного на основании всеобщего избирательного права, с применением системы пропорциональных выборов.

Иного шага и нельзя было ожидать от той власти, которая теперь в Перми, находящейся в ближайшей прифронтовой полосе, является высшей властью, получая свои полномочия от Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака.

Верховный Правитель в заявлениях, сделанные им непосредственно до принятия власть, всегда подчеркивал, что основной и единственной его задачей является воссоздание России и восстановление ее боевой мощи на началах строгой законности и порядка. Одновременно Всероссийское правительство, возглавляемое Верховным Правителем, указывало при каждом удобном случае, что оно является преемником всех прежних Правительств России, бывших до октябрьского захвата власти большевиками в 1917 г., и принимает на себя все обязательства  последних.

Само собою разумеется, что начала законности н правопорядка с одной стороны и принцип юридической преемственное с другой, не предполагали и не предполагают никакого иного выхода в волновавшей пермские муниципальные круги вопросе, кроме восстановления последней законно избранной и законносуществовавшей Городской Думы я ее производных органов.

Каковы бы ни были недостатки этой Думы, какие бы соображения вообще не выдвигались против муниципалитетов, избранных на основе такого ничем неограниченного всеобщего избирательного права, в частности, сколь нецелесообразные ни представлялась бы пропорциональность выборов в условиях нашей русской действительности.—словом, какие бы соображения принципиального и политического характера ни выдвигались против Дум, созданных на основе последнего избирательного закона, Правительство, желающее стоять на почве права и законности, соблюдающее основное начало юридической преемственности, не могло поступить иначе, чем оно поступило.

Факт восстановления городского самоуправления в его последней законном составе, как нельзя более подчеркивает лояльность и конституционный образ действий возрожденной Всероссийской власти.

На этом сходятся и не могут не сходиться все партии и все иные политический группировки, на которые разбивается наша общественность.

Но сделанным не исчерпываются обязанности новой власти по отношению к будущему русских самоуправлений.

Как известно, срок полномочий городских самоуправлений по закону Временного Правительства 1917 г. оканчивается 1 января (старого стиля).

Таким образом, через несколько дней восстановленные Городские Думы должны сложить свои полномочия в силу самого закона их создавшего, почему и является необходимые избрание нового состава местных самоуправлений.

Но избрание это не может быть произведено по тому закону, но которому созданы были эти, теперь восстановленные Городские Думы в Земства. Закон о выборах в городские Думы, изданный Временный Правительством в 1917 г., при самом издании своем квалифицировался и рассматривался, как закон временный, созданный специально для данных выборов, имеющий свою силу и действие только одни раз.

Издавая этот закон, Временное Правительство предполагало, что Учредительное Собрание и созданные, последним законодательные органы смогут быть осуществлены и сумеют к январю 1919 г. выработать и провести новые уже постоянные законы о местных самоуправлениях, приняв во внимание тот опыт в результаты, которые даны будут полуторалетним существованием самоуправлений. созданных на началах всеобщности избирательного права с применением системы пропорциональных выборов.

Но надежды эти не осуществились. Учредительное Собрание не только не создало правомочного парламента, долженствующего издать новые законы о муниципальных выборах, но само даже не успело собраться и безвозвратно отошло в историю, как не имевшее за собой никакой народной поддержки в павшее от первого же толчка, не вызвав в народных массах никакого отзвука

[…] перед необходимостью срочно восполнить вопиющий пробел в области муниципальных законов и издать те новые законы о выборах, которые предусматривались Временным Правительством 1917 г., как логические, вытекающие из временного характера изданного им закона о выборах в местные самоуправления.

Перед возрожденным Всероссийским Правительством теперь более чем достаточно опыта и очевидных результатов. порожденных попыткою Временного Правительства 1917 г. создать „самый совершенный в мире избирательный закон”.

Этот действительно небывалый, по широте своих демократических принципов и прямолинейности их осуществлении избирательный закон Временного Правительства далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд и к массе дал результаты глубоко отрицательные, внеся в дело муниципального строительства (жестокую и не имеющую под собою почвы) партийную рознь, и легкомысленное доктринерство, признак к городскому и земскому делу элементы совершенно к тому неподготовленные и чуждые тому населению, которые они призваны были управлять*).

Тот опыт, который предусматривало Временное Правительство, был получен и результаты его, пожалуй, немногих менее плачевны, чем недостатки прежние „цензовые” Дум, которые при всех своих отрицательных чертах, все же обладали в той или иной мере навыками по ведению городского хозяйства и реально представляли себе финансовые возможности города и их пределы,—черты, которыми далеко не обладали их преемницы.

Из этого опыта должны быть сделаны соответствующие выводы и они были сделаны новым Всероссийский Правительством, спешно разработавшим новый избирательный, закон для местных выборов.

Перед нами лежит телеграмма из Омска, сообщающая о постановлении Совета Министров от‘20 декабря, каковым постановлением определяются основные начала нового избирательного закона для выборов гласных в Городские Думы.

Вкратце изменения, вносимые новым законом в систему прежних выборов. заключаются в следующем:

1) Отменяется пропорциональная система выборов по спискам и восстанавливается обычный порядок выборов по простому большинству голосов (мажоритарная система).

2) Возраст избирателей (активное избирательное право) установлен в 21 год. Возраст избираемых (пассивное избирательное право) повышен до 25 лет.

3) При выборах города делятся на избирательные участки, которые и избирают каждый своих гласных отдельно, и не в общем избирательном собрании, как это было до сих пор.

Таким образом, поскольку можно судить по краткой агентской телеграмме, новым избирательный законом не отменяется и не затрагивается всеобщность избирательного права и отнюдь не вводится цензовое начало для выбора в городские самоуправления.

[…]

пропорциональность выборов, так обострившие партийную борьбу, осложнявшая ее каждыми муниципальному духу лозунгами, сразу погрузившими молодые думы в нездоровую, гибельную атмосферу словоговорения, резолюций, бездеятельности и искусственно разжигаемой розни. Вступая на этот путь оздоровления муниципального управления и приближения его к действительной жизни и ее потребностям, не затрагивая в то же время основных начал демократизма, возрожденное Всероссийское Правительство совершает мудрый и справедливый шаг.

К подробностям осуществления этого шага мы еще возвратимся в ближайшем будущем.

Юрист

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003