Боевые эпизоды

Название публикации: Боевые эпизоды
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 04.08.1916.
Номер выпуска: 169.
Страница(ы): 3
Автор: Ап. Б—ин.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Первой мировой войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Художественно-публицистические публикации.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Бои, война, на фронтах.

Текст публикации

Боевые эпизоды

I. НА РѢЧКЕ.
Только и раздѣляла паши окопы отъ нѣмецкихъ узенькая рѣченка: саженъ
пятьдесятъ отъ насъ до нѣмца было. Сначала мы другъ другу спуска не давали: только чуть покажется нѣмчура изъ окопа—хлопъ! и нѣмца нѣтъ. Все время сидѣли у насъ особые караульные стрѣлки. Однако обсидѣлись и пошло у насъ вольное житье. Начали нѣмцы кричать намъ изъ околовъ: «руссъ нѣтъ стрѣлять, пасЬ лѵаззег мы пасѣ хѵавзѳг вы!».
Мы было не поняли, что «колбаса» лопочетъ. Смотримъ, кладусь свои винтовки на брустверъ и дуломъ къ себѣ, поднимаютъ руки кто съ флагами, кто съ котелками къ верху и на рѣку маячатъ. Ну тутъ мы разобрали. Доложили ротному. Ротный говорить: «Вали, ребята, у насъ воды тоже немного. Только смотри въ оба и чтобъ очередные стрѣлки были іна-потовѣ».
Хорошо. Кричшйъ мы нѣмцамъ; «ладно, молъ, гучд! И мы пойдемъ!»—и то- же кажемъ котелки. Нѣмцы смѣются, кричать: «гутъ руссъ, карошъ!». А сами ужъ изъ отловѣ вылѣзли. Пошли сначала нѣмцы; идутъ этакъ несмѣло и съ окоповъ нашихъ глазъ не сводятъ. Пошли и мы. Нѣмцевъ пошло человѣкъ пять и наши впятеромъ. Сошлись у рѣчки, они на своемъ берегу, мы па своемъ. Нѣмцы подъ козырекъ намъ: здороваются. Ну и мы то же: «здорово!» говоримъ. Глядимъ другъ на друга.
Однако, думаемъ, возиться съ нѣмцемъ долго не съ ірукй, начерпали воды и гайда.. «Адью, молъ, нѣмчура!». Нѣмцы подъ козырекъ опять и то же пошли, а сами лопочутъ; «руссъ нѣтъ стрѣлять, пасѣ ѵаззег!».
«Ладно, молъ, ладно!». |
На завтра утромъ (а утро хорошее, солнечное), смотримъ, ихъ ужъ высыпала цѣлая команда за водой, человѣкъ до тридцати. Собрались и наши. У рѣчки опять здороваются; «гутъ моргенъ!»,-— это’по ихнему «съ. добрымъ утромъ». Наши смѣются: «въ морду, говорятъ, просятъ», Смѣются и нѣмцы. Двое по нашему за.милую душу жарятъ: одинъ жилъ, сказываетъ въ Ригѣ, а другой вѣ Москвѣ. I , . .1 : Ц дШМяІ
Въ гости зовутъ насъ къ себѣ; А мы; «сами, молъ, идите къ намъ».
«У наеъ, молъ, слава Богу, всякаго добра довольно; и мясо есть, и хлѣбъ, табакъ». Показываемъ полукрупку, они только башкой трясуѣь: не журимъ такой! А хлѣба просятъ. I
— Хлѣба то у нихъ нехватка!
Была у земляка краюха, бросилъ имъ, такъ чуть не подрались. Бѣдно у ихъ на этотъ счетъ.
На офицеровъ своихъ они шибко жа- лятся, узкъ больно, говорятъ, -собаки и за каждую малость взыскиваютъ. А у насъ вонъ ротный—душа былъ, отца родного лучше; жаль, бѣдняга, въ лазаретѣ безъ ноги лезкитъ. Да. ничего не подѣлаешь…
Однако “пришелъ съ нѣмцемъ и друзк- бѣ конецъ. Пошли мы какъ то разъ передъ обѣдомъ свѣженькой воды набрать, а нѣмцы тамъ полощутся.
ЛаднО. Вотъ не успѣли мы еще начерпать котелин, какъ слышимъ въ- окопахъ нѣмцы что-то закричали на іовоихъ. «Колбасники» бросили полоскаться и бѣгомъ къ себѣ, а намъ буркнули «уходи скорѣй». Мы видимъ, дѣло тутъ нечисто, и то зко на утокъ. Не успѣли – забѣзкать еще въ окопы, какъ нѣмцы ужъ затара- рахалн изъ ружей. Заскочили въ окопы, ну, слава Богу, раненый только одинъ. Погоди зке, нѣмчура! Да въ тотъ зке часъ имъ отплатили. Не пропадай за стами! «Фазанѣ» *) • какой-то нѣмецкій храбрость показать захотѣлъ, высунулъ башку изъ-за бруствера, очередной у насъ сейчасъ его и снялъ. Намъ послѣ сказывали нѣмцы, что адъютанта ихняго штабного убили. ІІу-да съ тѣхъ норъ мы ужъ больше съ пимн по водились, а вскорости и наступленье поведи, окопы взяли. Немало ихъ тогда поколотили.
*) Фазанами прозвали штабныхъ офицеровъ за ихъ высокомѣріе, надутость
и щеголеватость одежды.
II. Богъ спасъ.
Сидѣли мы подъ N. въ окопахъ больше узкъ какъ мѣсяцъ и надоѣло намъ это сидѣнье противъ нѣмца хуже горькой
рѣдыш. Нѣмецъ то и дѣло «гвоздить» изъ орудій, вею землю испахалъ, не только по окопамъ «жаритъ», а и по заокопному пространству, чтобы съ резервомъ нашимъ сообщеніе прекратить. Питаніе патронами, харчп намъ подвозились только по ночамъ и то не каждый день. Нѣмецъ не жалѣлъ снарядовъ, шрапнелью какъ горохомъ посыпалъ. Однако, къ снарядамъ и къ «пчелкамъ» всѣ привыкли и мало кто вниманья на нихъ обращалъ. Скучища- страсть.
Вотъ какъ-то разъ мы и придумали идти въ сосѣднюю деревню, что за нами веретахъ такъ въ трехъ въ сторонкѣ, за картошкою: полакомиться захотѣли.
Пошли подъ вечеръ, ужъ стемнѣло—я, Сидоренко, да еще одинъ. Нѣмецъ «отдыхалъ», то есть не стрѣлялъ. Идемъ этакъ осторожно полемъ, ужъ подъ ногами плохо видно, я въ ямину еще лопалъ изъ подъ снаряда. Ну ничего, дошли благополучно до деревни. Нашарили картошекъ. Хорошая картофель попала. Разложили на шесткѣ въ полуразрушенной халупѣ огонокъ и въ котелкахъ давай варитъ картошку. Сидимъ, говоримъ, такъ, между собой, о домѣ ‘вспоминаемъ, да о томъ, о семъ, а у меня сосетъ что-то на сердцѣ. Весь что-то неспокоенъ. А въ уши равно кто нашептываетъ мнѣ: «уйдите вы отсюда». Что думаю за чудо! Съ роду этакъ нс бывало. Однако, молчу.
Огонекъ хоть Небольшой, а весело горитъ, вода побулькивать узкъ начинаетъ въ котелкахъ: скоро и картошка на
ужинъ поспѣетъ.
Товарищи замѣтили, что я не веселъ. —Ты что?—говорятъ.—А у меня сердце рветъ, такая-то тоска напала! Кажется убѣжалъ бы, да отъ товарищей неловко. Не вытерпѣлъ я; «уйдемте, говорю, ребята,—смотри неладно будетъ, какъ бы нѣмецъ не вздумалъ палить—чувство у меня нехорошее такое».
Товарищи схгЬіотся.—Что ты, говорятъ, удумалъ, ужъ сколько дней нѣмчура по деревнѣ не палилъ, а тутъ на, глядя на ночь, онъ тебѣ стрѣлять начнетъ.
Вниманіе не обращаютъ. Я вс-о своо: «пойдемте, молъ, ребята!». Вдругъ слышимъ: Бахъ
«Очередные» нѣмецъ выпускаетъ»—товарищи смѣются. Второй,—какъ будто
недалеко гдѣ-то разорвался.
— Уйдемте, молъ, ради Христа., ребята, а то какъ бы и намъ чередъ тутъ по пришелъ. Цигарку хоть пойдемъ на свѣжій воздухъ покурить—
— Картошка-то, мотри, бозъ насъ переварится.
— Да вѣдь обратно, молъ, сейчасъ придемъ.
Ну вышли. На улицѣ темно, ни зги.
— Не видно-ли огонька нашего, ребята?
Однако, осмотрѣли, не видать. Вотъ слышимъ третій грохнулъ, опять гдѣ-то вблизи. і I 1
— Ишь-ты!—смѣются ребята. •
Прошли мі.т этакъ пу моэкетъ саженъ
съ двадцать, какъ бахнетъ по нашей халупѣ! Тутъ узкъ мы взвились, мигомъ долетѣли до околицы деревни, тамъ залегли въ канаву и лежимъ.
__ Слава тѣ. Господи! Цѣлы, невредимы, а вѣдь пропали бы ни за грошъ, а главное /го обидно—зря. изъ-за овоого можно сказать баловства.
— Ну надо,, говорю, ребята, пробираться
де своихъ. Картошки нѣмецъ за насъ слопалъ. I 1 ‘
__Идти-то полемъ, какъ бы не нарваться подъ «нѣмецкую игрушку», вѣдь, «онъ» опять начнетъ пахать
— Пообозкдать придется,—рѣшили такъ.
Лотомъ.- Выпустили еще нѣмцы снаряда три— “ттыре и замолчали. Лежали гх часъ мы и хоть бы одинъ еще спа- рядъ пустилъ!-
Помянули мы • недобромъ нѣмцевъ за картошку, и айда къ своимъ въ окопы.
ГІа завтра ходили опять наши изъ другого взвода и съ ними тотъ .землякъ, что съ нами былъ.
Запамятовалъ какъ его фамилія,—славный парень’, теперь убитъ—не то- Волчекъ. не то Ворончукъ какая-то ровно звѣриная. Пришли они, такъ сказывали, аккуратъ сиарядъ-ота въ шестокъ ударилъ тг пе только что картошки да котелки, всю печку начисто разворотилъ.
Какихъ нибудь минута 2 или 3 и отъ насъ ничего бы не осталось.
Вѣдь вотъ отто какое предчувствіе, когда пе судьба умереть. Ужъ прямо Богъ спасъ.
Ап. Б—инъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003