Название публикации: Блага трезвости
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 04.09.1914.
Номер выпуска: 36.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Николай II, Семенов-Тян-Шанский.
Топонимы: Камышлов, Кунгур, Россия.
Ключевые слова: антиалкогольная кампания, военное положение, общественное мнение, последствия, соревнование, экономика.
Текст публикации
Блага трезвости.
«Только при условіи полнаго отрезвленія можетъ подняться во весь ростъ великая и могучая Россія».
А. Селіеновъ-Тянъ-Шанскій (Н. В.).
По Высочайшему повелѣнію существующее запрещеніе продажи спирта и водочныхъ издѣлій будетъ продолжено до конца военнаго времени.
Это распоряженіе Государя Императора является какъ-бы откликомъ на ходатайства земствъ, городовъ, селъ и деревень, за первый же мѣсяцъ запрещенія винной торговли убѣдившихся въ великихъ благахъ всеобщей трезвости. „Воля Государя—счастье нашихъ женъ и дѣтей”, пишетъ намъ крестьянинъ-корреспондентъ (изъ Камышловскаго у.). „Только въ настоящее время ходитъ съ улыбкой крестьянская женщина, которая была какъ-бы въ заточеніи до самаго гроба изъ-за пьянства мужа,-—а сейчасъ ей—отрада, потому что ушелъ изъ крестьянскаго населенія зеленый змій”. И такія письма идутъ изъ всѣхъ концовъ не только нашей губерніи, но и всей Россіи. Тяжелое горе принесла война для осиротѣвшихъ семействъ, много сиротъ и вдовъ оставитъ она; много народнаго достоянія и средствъ государственныхъ требуетъ военное время, но блага трезвости такъ велики, что на половину уменьшается ударъ внѣшняго врага, и вся деревня и всѣ города благословляютъ правительственное распоряженіе о запрещеніи продажи губительнаго виннаго спирта.
Всѣмъ стало понятно, что только трезвая Русь можетъ выдержать упорную борьбу съ внѣшнимъ врагомъ до конца и побѣдить его не только на полѣ брани, но и въ мирномъ соревнованіи народнаго труда: ибо только трезвое населеніе можетъ поддержать хозяйство отъ раззоренія и упадка въ моментъ тяжелаго удара и торгово-промышленнаго застоя.
До сихъ поръ широкая русская натура тратила избытокъ своихъ силъ, своихъ лучшихъ чувствъ и порывовъ благородной и смѣлой мысли за бутылкой водки… Теперь всѣ народныя лучшія чувства и мысли слились въ одномъ трезвомъ желаніи блага странѣ, въ желаніи и стремленіи сдѣлать ее культурной, сильной и могучей…
Это желаніе и это стремленіе все шире и шире распространяется не только по городамъ, но и по селамъ и деревнямъ. Раньше за народнымъ пьянствомъ не видно было народной души… Деревню винили и въ хулиганствѣ, и въ разбояхъ, и въ убійствахъ, и въ грабежахъ… А если кто предлагалъ,—вмѣсто второстепенныхъ мѣръ,—прекратить продажу водки, то чуть не всѣ говорили.– „да развѣ это возможно”? „Веселіе Руси есть пити”!
Но несбыточная мечта стала дѣйствительностью.
И уже никто изъ разумныхъ людей не жалѣетъ прошлаго; напротивъ, возвращеніе къ нему должно вызвать всеобщее недовольство и протестъ.
Вотъ подлинное заявленіе самой деревни: „если не считать душевныя волненія и тревоги, связанныя съ войной, то деревню можно считать счастливой на лонѣ нашей дѣйствительности. Хулиганство исчезло, число преступленій сошло на минимумъ. На деревенской улицѣ не раздаются крики дерущихся, не слышно пьяной брани и похабныхъ пѣсенъ, никто не сбираетъ съ похмѣлья послѣдніе гроши, оставляя безъ куска хлѣба голодныхъ дѣтей. Невольно приходитъ мысль, что начинаютъ осуществляться предсказанія великихъ мыслителей, что на землѣ при всеобщемъ трудѣ и трезвости возможно осуществить всеобщее счастье, какъ-бы подобіе царства Божія среди людей. И тутъ- то невольно является другая грустная мысль: неужели эта дѣйствительность только сонъ? Неужели вернемся мы опять къ старому—къ алкоголизму^ съ его ужасными послѣдствіями’1?! (Крестьянинъ Кунгурск. уѣзда Н-ковъ).
Другой крестьянинъ того же уѣзда „осмѣливается предложить правительству прекратить продажу водки навсегда,—въ этомъ будетъ благо деревни”—(предсѣд. Шадейск. с.-х. о-ва).
И въ этомъ больномъ вопросѣ мысль простого крестьянскаго пахаря слилась съ полнымъ единодушіемъ всѣхъ, кто писалъ и пишетъ о нашей неотложной борьбѣ съ вырожденіемъ народа на почвѣ пьянства.
А. Семеновъ-Тянь-ІІІанскій, слова котораго мы привели выше, выражаетъ искреннюю надежду, что правительство воспользуется единодушнымь общественнымъ призывомъ къ полному отрезвленію:
„Вполнѣ соаавая тяжесть той жертвы,—говоритъ авторъ,— которую должно принести правительство, отказавшись огь одного изъ главныхъ источниковъ государственныхъ доходовъ, мы всѣ, какъ одинъ человѣкъ, должны пойти на встрѣчу правительству для облегченія этой трудной операціи.
Если всѣ тѣ мѣры, которыя предлагались для возмѣщенія доходовъ казны отъ продажи спиртныхъ напитковъ, недостаточны, надо немедленно изыскать новыя.
Какъ бы ни были скромны отдѣльно взнтыя статьи всѣхъ этихъ новыхъ доходовъ, тутъ важенъ принципъ: ихъ сумму можно довести до необходимой государству нормы.
‘ Итакъ, не дадимъ же безплодно замереть прекраснымъ звукамъ того благовѣста, который наполняеть наши сердца отрадой свѣтлаго ожиданія и гордостью за пониманіе народомъ (го великаго историческаго призванія, а въ благодарной памяти почтимъ аиостс- ловъ совершившагося на нашихъ глазахъ великого просвѣтлѣнія родины”!
Нѣтъ сомнѣнія, трезвая деревня,—съ своей стороны,—можетъ засвидѣтельствовать на основаніи переживаемаго момента, что она принесетъ государству больше дохода отъ своего труда, чѣмъ от’ь пьянства. Она готова на матеріальную жертву, лишь-бы убить неисчислимыя гибельныя послѣдствія алкоголизма навсегда…
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003