Автомобиль и война

Название публикации: Автомобиль и война
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 18.02.1915.
Номер выпуска: 47.
Страница(ы): 2
Автор: В. М—ч.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Гурдов.
Топонимы: .
Ключевые слова: автомобиль, война.

Текст публикации

Автомобиль і воіна.

(Но поводу геройской смерти шт.-кап, Гурдова).
‘Воскресныя телеграммы принесли печальную вѣсть о геройской смерти іптабсъ- капитана Гурдова, навѣдывавшаго бронировянными автомобилями, принесшими столь громадную помощь нашимъ войснамъ въ эту войну. Павшій смертью I храбрыхъ Гуртовъ, какъ видно изъ телеграфпаго сообщенія, слишкомъ увлекся въ пылу боя и приблизился на 20 шаговъ къ непріятельской батареѣ, которая удачнымъ выстрѣломъ на столъ близкомъ разстояніи могла не только сразить без страшнаго руководителя, но и уничтожить I самый автомобиль, о чемъ, впрочемъ, свѣдѣній пока не имѣется.
Бронированные аівтомюбллітопуітсге  пулеметы;—полная у наюъ новинка и въ I самомъ началѣ войны мы вовсе не обладали этими -новѣйшими смертоносными орудіями, главнѣйшее преимущество которыхъ передъ обычной артиллеріей и пулеметами состоитъ въ ихъ сказочной бьттротѣ передвиженія и ‘относительной неуязвимости. Броней покрыты самыя жизненныя части автомобиля-пушки: колеса, кузовъ, гдѣ помѣщаете я игофферъ прислуга съ руководящимъ стрѣльбой офиперомъ, двигатель, руль и бензиновый Іоанъ. Броня эта вполнѣ защищаетъ авто- | мобиль отъ ружейныхъ и пулеметныхъ I пуль, за Исключеніемъ тѣхъ нѣоиоль- I екихт> открытыхъ прорѣзей, въ которыя I смотритъ шоффепъ и наводчикъ. Броінііро- I ванная артиллерія была доставлена намъ I изъ одной изъ дружественныхъ стратъ I Уже во время войны и руководителямъ г военно-автомобильнаго дѣла, въ Россіи I удя лось въ короткій сравнительно срокъ I обучить офицеровъ и солдатъ управленію ими и. какъ видно изъ сообщеній Верховнаго Главнокомандующаго, автомобили эти I оказываютъ нашей арміи неоцѣнимыя I услуги.
Снабженіе арміи вообще автомобилями I не является повинною: за долго до на- I стоящей войны у насъ были ооганлзова- I ни роты мотоциклистовъ, я затѣмъ я ав- I томобилыгыя команды, несшія даже пѣ- I сколько лѣтъ тому назадъ весьма тяжелую I службу въ Персіи и затѣмъ участвовавшія Iш Сюлышгхъ мядаггахъ. ТТо даѣюіпі/юл въ этихъ -командахъ автомобили мало I чѣмъ отличаются отъ обыкновенныхъ пассажирскихъ и грузовыхъ, при чемъ главная тгхт. рѣпъ п назначеніе состоитъ
I въ быстрой перевозкѣ етачаілъгтвутотптіх’ь | типъ, ортипарцевъ и адъютантовъ, пакетовъ. и приказаній. оботачкиівшм обозовъ н санитарной части. Всѣ эти автомобили отличаются отъ обыкновенныхъ лишь большею мощностью моторовъ и различными пои-способдеггіямн кузова къ перевозкѣ грузовъ -и раненыхъ. Количество ихъ значительно увеличилось въ самомъ началѣ войны, благодаря птоведенной въ жтгзігь на основанія ,ст. 87 основныхъ за- коновТ) воеттнояівтохтобпльной иовинно-гти. вслѣдствіе чего была реквизирована масса частныхъ пассажирскихъ и грузовыхъ автомобилей. Два. такихъ автомобиля было взято на- военную .службу н въ Перми, дтя надобностей штабовъ мѣстныхъ полковъ.
Въ Россіи, вслѣдствіе почтя полнаго от- “ѵтотвія хорошихъ (‘шоссейныхъ’) дорогъ, автомобильное дѣло развивается олень тупо. но въ прочихъ государствахъ, напн. въ I ермя-піп. существуетъ вполнѣ правильная военно-яівтомобдатьная организація. Вф германской арміи почти весь обозъ войскъ пгтомобплттій. л. щі* .ксчетай. и .автомобилями обслуживается цѣлый рядъ военныхъ отрядовъ. Преимущества, автомобильной тяги передъ конной громадны: достаточно сказать, что півтомобн.тьньтй обозъ коримся занимаетъ протяженіе не бе.тѣе одной версты, тогда какъ конный обозъ тянется чуть не на десятокъ верстъ Ьадмѣ того, ‘онъ чрезвычайно подвиженъ и быстроходенъ, что имѣетъ большое зтга четтіе въ дѣлѣ снабженія и питанія арміи- п’чг наступленія и отстун.ленін. При спѣшномъ отступленіи конный обозъ чаще всего гибнетъ и поступат, въ распо- чжопіе тгѳпріятеля. автомобильный-же отходип, безъ вреда для себя въ кратчайшій промежутокъ времени.
В-слѣдъ за. началомъ у на.съ военныхъ дѣйствій, весьма существенную помощь оказываютъ чаютивд автомобильныя (организаціи., даже отдѣльныя лица, По почину Россійскаго Императорскаго автомо- “ильнаго общества многими его членами были организованы санитарно-аівтомобиль- ш>іе отряды. работающіе г-ъ грома.лдгой пользой даже на -передовыхъ позиціяхъ: па приспособленныхъ автомобильныхъ платформахъ и фургонахъ быстро доставляются въ .полевые лазареты н на перевязочные пункты раненые, подбираемые п тъ-же на. поляхъ битвъ; при чемъ обязанности шофферовъ и санитаровъ часто добровольно несутъ сами владѣльцы ‘автомобилей. безвозмездно уступленныхъ и.ми къ санитарные отряды на. все время войны. Въ этихъ случаяхъ -доставка раненыхъ въ госпиталя производится очень быстро и съ большими удобствами, что, конечно, чрезвычайно важно въ смыслѣ ‘спасенія жизни многихъ нашихъ раненыхъ. Помимо этого автомобили приданы кт. ‘большинству дѣйствующихъ на; войнѣ са дата рно-вралебныхъ учрежденій, рада той-же цѣли. Такъ, наир., а.втомобилями пришлось снабдить пермскій «крестьянскій» лазаретъ, -находящійся на театрѣ военныхъ дѣйствій. Приданы также авто- мооплц и къ сяиптарнымъ поѣздамъ, -которые. конечно, лишь въ самыхъ исключительныхъ случаяхъ могутъ подойти къ полю сраженія. Такіе поѣзда останавливаются обычно внѣ сферы дѣйствія самл го дальняго артиллерійскаго огня и врачи и санитары выѣзжаютъ къ раненымъ . па автомобиляхъ, быстро нхъ забираютъ юдг такимъ образомъ заселяютъ поѣздъ, при |чемъ^ие рѣдко на этихъ-же автомрбиляхъ доставляется на позиціи вое необходимое и подарки воинамъ. Помимо общественныхъ организацій на войнѣ работаетъ
много частныхъ автомобилей-собственни- ковъ, приносящихъ ту жги иную, всегда быструю помощь. Корреспонденты всѣхъ солидныхъ столичныхъ газетъ также имѣютъ свои автомобили и по компетентному атгдѣтельству маститаго Немшіровича-^ан- ченко имъ пришлось бы очень плохо “безъ •этихъ быстроходныхъ самодви жущихся экипажей.
Тѣ, однако, автомобили, которыми- командовалъ погибшій во славу русскаго оружія нгг.-капитанъ Гурдовъ, значительно рознятся отъ обычныхъ. Помимо большой силы они обладаютъ самыми усовершенствованными орудіями—пушками Гочклоа, -и пулемета-ми, могущими выбросить въ непріятеля до 120 пуль въ минуту. Пушки эти и пулеметы расположены въ особыхъ вращающихся бронированныхъ башенкахъ, иногда даже съ куполами, поднимающимися лишь при стрѣльбѣ. Такой сплошь защищенный броней автомобиль-пушка, или пулеметъ, имѣющій на оебѣ двухъ шофферовъ, офицера и двухъ—трехъ наводчикоівъ-^стрѣлюовъ, съ запасомъ снарядовъ л пулеметныхъ лентъ, можетъ нанести .противнику ужасный вредъ. Обычно въ сраженіи онъ не участвуетъ съ -самаго начала и ждетъ приказа о выѣздѣ въ укрытомъ мѣстѣ, соединенномъ со штабомъ телефономъ. Но лишь только шмажѳтся ‘авдюуюпря кавалерія, или пѣхота, которую нужно уничтожить возможно скорѣй, автомобиль- пушка вылетаетъ -впередъ на встрѣчу врагу на самое короткое разстояніе и пока тотъ успѣетъ опомниться уже начинаетъ свою смертоносную работу, послѣ чего столь же поспѣшно отлетаетъ назадъ. Для управленія ц стрѣльбы автомобиля- вдшікіи нужны, конпчшю, чрезнычайно опытные, сильные духомъ и отважные люди, обладающіе безмѣрной отвагой и здоровымъ сердцемъ. Много нужно душевной крѣпости, чтобы со скоростью 80— 100 верстъ въ часъ мчаться на встрѣчу приближающемуся врагу въ превосходящихъ силахъ ст. приблизившись къ нему на. іраэотояшііе 20 шагавъ, осышіть его ‘Шцстечныіміи или пулѳметныіми пулями, з затѣмъ, сдѣлавъ оборотъ, столь же быстро умчаться назадъ.
Подвигъ покойнаго Гурдова состоялъ въ темъ, что онъ .ринулся на. цѣлую германскую батарею, очевидно, наносившую .намгь сильный парадъ, и, іприблизивнгисъ дат. ией на 20 шаговт., огнемъ своихъ автомобилей уничтожилъ .прислугу вражескихъ орудій. За этотъ безумно-отважный под- вигт. онъ заплатилъ жизнью… Жалъ молодого-героя. но будемч> вѣрить, что въ нашей арміи имѣется много етолъ-же отважныхъ людей, которът-е пойдутъ по его стопамъ.
Заканчивая эту замѣтку, необходимо упомянуть, что въ рашоряжѳніи русской, какъ и (.дрхтихъ -армій, іимѣютея не толы:,о автомебиши-пушки н йулеметы. но и другіе приспособленные для ‘военныхъ дѣйствій автомобили. Весьма важное значеніе имѣютъ нолевые автомобильные прожекторы, почтовые н телеграфно-телефонные автомобили, походныя -кухни, мастерскія и ттроч. На- автомобиляхъ-же производится перевозка аэроплановъ.’ -въ особенности попорченныхъ,’ ихъ частей и щоч. Двигатели н управленіе этихъ автомобилей являются въ настоящее время столь простыми н уоовеіртенатвованніыми, что, будучи въ состояніи работать безъ м-алѣй- шаіго ‘ремонта въ теченіе ряда лѣтъ, не требуютъ даже спеціа-льныхтт знаній, могутъ обслуживаться -рядовыми любой части войскъ. прошедшими сркпащенный курсъ въ военно-автомобильной ротѣ. Главнѣйшими ихъ преимуществами является быстрота движенія—современный автомобиль, обладающій четырьмя ци- лшдраіміи, мощностью даже .въ 20 силъ, можетъ развить на- хорошей шоссейной дорогѣ безумную скорость въ 125—140 верстъ ВТ) часъ, при чемъ машина можетъ иідтп безостановочно до полнаго исчерпанія бензина и масла, запасы коихъ обычно имѣются на автомобилѣ на 600 —700 верстъ. Пополненіе резервуаровъ совершается въ 10—15 минутъ: современньтя-же шины могутъ выдержать поо- бѣгъ отъ 7 до 15 тысячъ верста. На гоночныхъ трекахъ въ Америкѣ гоночныя машины развивали до настоящаго времени скорость до 228 кичойгет. (‘около 215 в.1) .въ часъ п проходили почтя безостановочно но полторы тысячи километровъ.
У насъ въ Россіи, очень мало шоссейныхъ дорогъ, по коимъ можно ѣхать со скоростью до 100 верстъ въ часъ, при чемъ главнѣйшимъ препятствіемъ служатъ встрѣчныя лошади, чрезвычайно пугающіяся Автомобиля (вѣрнѣе—блестя- тнихлі его частей). Населеніе почти не видѣло автомобиля и ѣздитъ обычно на необузданныхъ лошадяхъ. Наши-же ‘зем- ’кіе тракты хотя и пригодны .для автомобильной ѣзды, но благодаря глубокимъ колеямъ на, нихъ трудно развивать скорость выше 40 верста въ часъ, при чемъ автомобили сравнительно скоро изнашиваются вслѣдствіе быстрыхъ преотолѣваній .неровностей дорога. ‘Взда.-ж-е въ самой Перми почти невозможна вслѣдствіе поперечныхъ глубокихъ канонъ въ каждомъ кварталѣ улилъ, что. впрочемъ, одинаково недопустимо і для обычнаго ‘ коннаго, движенія.
В. М—чъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003