Австрийская школьная политика в Галичине

Название публикации: Австрийская школьная политика в Галичине
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 25.02.1915.
Номер выпуска: 54.
Страница(ы): 2
Автор: Димитрий Позднеев.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Галичина.
Ключевые слова: Австрия, Галиция, Россия, школа.

Текст публикации

Австрийская школьная политика въ Галичине

Занятіе русскими войсками Галичины даетъ дамъ воамюжноогь и налагаетъ на насъ обязанность изученія! школьной политики скоторая проводилась австрійскимъ министерств. іишосшр. дѣлъ. Мы имѣемъ теперь благодаря усиліямъ галицко- <руоокаго общества въ Петроградѣ околю 200 галичанъ учителей « учительницъ, проводившихъ, по принужденію фстрі йской администраціи, ашнистер- скую программу въ жизнь. Намъ досгав- лшы шъ Галичины учебники, по которымъ обучали въ школахъ, и въ газетахъ то тамъ, то здѣсь начинаютъ появляться свѣдѣнія о томъ состояніи, въ которомъ находилась русская школа въ Галичинѣ въ періодъ австрійскаго владычества.
Цѣлью австрійской школьной политики въ Галичинѣ было возможно болѣе полное отчужденіе этой части Россіи оць державной Руси. По отзывамъ галичанъ —учителей, ничто не преслѣдовалось у лихъ съ такою строгостью,* какъ чтеніе русскихъ книгъ: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева; какого бы русскаго писателя ни нашли аъ рукахъ ученика или учителя, послѣднихъ записывали въ разрядъ неблагонадежныхъ, и при первомъ удобномъ случаѣ злоба на нихъ нымещалась. Среди оамихіь учениковъ школьная администрація) содержала гшгіонавъ, которые доносили о всякомъ появленіи въ стѣнахъ учебнаго заведенія ,русской книги.
Ансірйское /праів/ижшьешво сознавало, однако, что одними административными и запретительными мѣрами нельзя убить связи Россіи съ Червонною Русью, и потому приняло во вниманіе возможность использованія • нѣкоторыхъ другиіхъ факторовгь. Оно отлично учло ‘существованіе и въ Россіи и вь Галичинѣ ярушпы мечтателей, желавшихъ создать независимую отъ Россіи Украйну, и рѣшило превратить ихъ въ снояхъ агентовъ по проведенію въ жизнь требовавшейся Австріи политики. Сторонники этого движенія были поставлены австрійцами во главѣ школьнаго дѣла въ Галичинѣ, и теперь передъ нами цѣлый рядъ школьнымъ пособій ихъ работы, являющихся въ высшей степени шггеіреаниуіи подлинными документами, изобличающими тотъ -путь, по которому хотѣла Австрія вести Червонную Русь.
Первымъ средствамъ къ назначенной цѣли явилась монополія школьныхъ учебниковъ. На каждой книжкѣ значится: <Въ народныхъ школахъ могутъ употребляться .лишь книги, ооставліеніпыя школьною краевою радою и ‘выпущенныя въ свѣтъ издательствомъ школьныхъ книгъ съ одобренія школьной рады». Эта (ІЛраза изложена та елгѣдуюищй формѣ: *Въ публичныхъ школахъ моютъ ужива- тися лиінь книжки, приписали ц. к. Радою Шкільною краевою і видані да- кладом ц. к. Внданницгва ІТТкілъних кіниэшк, вилявши ежремі ушважнетш Раді Шкільноі».
На этомъ я?е языкѣ, преДОтавліяющеімъ собою смѣсь нашего -мадоруоскаго нарѣчія оь шл’Ьеко-нѣмецвоівегіігеронисіш словами, издаиш и всѣ кіщи/Кіни. тІтобы показать, (нисколько искусственно созданіе этюго языка при наличности литературнаго русскаго, мы приведемъ -заключительную статью ивь хрестоматіи перваго года народной школы. Вотъ опа:
— ‘Рідеий яапгь грай зове ся Галичина. Найбільше міето та Галичина е Львіэ. Надъ нашимъ кроемъ шнуе ціоар. ІДісар ншн называй ся франц Йосіиф. Говоримо о Нім з шшести-ю: Найяотійший Пан. Цісар нвщі проживае у Вщни. Віден-ь то.дужѳ присно и велико міото. Въ нашій -школі нихзить на стіні образ Найяонійшаго Пана. ІЦо раку <<ьв ткуемо ето имеиини. Тоді идѳмо до церкви на слуяйбу Вожу и -хполи- мо Господа, Бога о здороаліе и донге жите для него. Вся нгкілъта молюдіж сытівае гарщу піоню за добраго цісар.».
Всякій язь масть совершенно свободно прочтсть івсю эту статью, не встрѣгиівъ іги малѣйшаго затрудненія въ ея -пониманіи. То же самое Дѣлали та Галіичгінѣ 4г> р>То- скимъ языкомъ Тургенева, Пушкина и др.
Интересна въ учебникахъ пропаганда добрыхъ -каічестта нѣмцѳвё-. Въ одномъ изъ разсказовъ иавгѣотвуется о томъ, какъ- въ русскую школу привели не понимающаго ни слова нѣмца. Учитель дастъ по этому поводу ученикамъ такое нравоученіе: іКоли пасъ літпе иі-зпае, пенно івасъ полюбить, тав як і пи его полюбите».

Просмотръ школьныхъ ‘украинскихъ» учебниковъ убѣждаетъ насъ совершенно непоколебимо, что по существу введеніе русскаго литературнаго языка та Галицкихъ училищахъ не -встрѣтитъ никакого труда: его пойметъ всякій (галичанинъ школьнаго возраста Другое дѣло—сторона политическая. Здѣсь защитники
‘самостійности* Украины будутъ ире-1 дить дѣлу еще очень долго, особенно по-1 тому, что къ несчастій) они находятъ себѣ сторонниковъ и та Россіи.
Димитрій Позднеевъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003