Слово к русскому солдату

Название публикации: Слово к русскому солдату
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 10.03.1915.
Номер выпуска: 67.
Страница(ы): 2, 3
Автор: Игумен Серафим.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Письмо.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: духовенство, солдат.

Текст публикации

Местная жизнь

Слово къ русскому солдату

«Мнѣ- еже жиги,—Христосъ, а еже умрети,—пріобрѣтеніе». -(Филнп. 1, 21).
Такъ мужественно говорилъ Ог>. Апостолъ Павелъ, ковда ему врага угрожали смертью. Онъ не боялся смерти, -ибо вѣрилъ въ безсмертіе. Онъ какъ-бы такт^ говорилъ своимъ врагамъ: я дѣлаю дѣло Хри ста, а если умру, то получу вѣчное нескончаемое житіе на небѣ, уготованное мнѣ Христомъ. При такомъ убѣжденіи и вѣрѣ, онъ смѣло смотрѣлъ въ глайа смерти и въ тяжелыя минуты не терялъ мужества и , крѣпости- духа.
Такъ и вы, дорогіе на-нш воины, Промысломъ Божіимъ призваны въ ряды славной нашей Русской рати на защиту Вѣры, Царя и Отечества. Запечатлѣйте въ сердцахъ своихъ эти слова Ов. Апостола Павла и такъ-же смѣло смотрите въ глаза смерти, надѣясь получить вѣчную жизнь на небѣ. Кому будетъ суждено положить живетъ свой на ратномъ подвигѣ, то онъ будетъ увѣнчанъ Небеснымъ Царемъ мученическимъ вѣнцомъ, сіяющимъ свѣтомъ неземнымъ. «И азъ животъ вѣчный дамъ имъ и не погибнутъ во вѣки и не восхититъ ихъ никто же отъ руки Моея». (Іоан. 15, 13). Таковые будутъ въ на,мять вѣчную и отъ ихъ .памяти всюду будетъ свѣтить Христова любовь, сильнѣе словъ взывая: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положитъ за други своя». (Іоан. 15, 13). Души, этихъ героевъ, пріявшихъ мученичество, положившихъ жизнь свою оа. Вѣру. Царя н Отечество, перейдутъ изъ земной юдоли въ вѣчныя обители Отца Небеснаго, уготованныя среди сонма мучениковъ. Съ такимъ настроеніемъ идите, до-ротіе братцы, на великое и святое ратное дѣло. Будьте готовы ко всякимъ случайностямъ, дабы не могла поколебать вашего духа никакая жестокая буря, но закалила- бы въ адамантовую крѣпость и сдѣлала еще сильнѣе духомъ и неустрашимѣе. Съ этимъ сознаніемъ полной важности предъ Цапемъ и Родиной вы должны служитъ и въ немъ находить утѣшеніе и подкрѣпленіе въ тяжелыя минуты жіизни, Любовь къ Отечеству пусть будетъ для васъ воздухомъ для суши, влагающимъ въ сердца ваши л тбовь къ родной семьѣ и человѣчеству. Отнынѣ іьі не должны размышлять, что идете на скорбь и лишенія, или даже на самую смерть, но дѣлать все, что требуетъ долгъ присяги.
-Въ тяжелую минуту -испытаній вспомните о вѣрномъ исполнителѣ долга, современномъ мученикѣ Васнліѣ Рябовѣ 1), который одинокимъ стоялъ предъ лицомъ смеити и мужественно отвѣчалъ врагамъ: «Русскій солдатъ скорѣе согласится три раза умереть, чѣмъ быть измѣнникомъ своей родинѣ. Жизнь моя въ вашіихъ рукахъ… Что хотИте, то и дѣлайте. Я радъ умереть за своего Царя-Батюшку, за Вѣру православную и Русь святую». Какое величі-е духа. и твердость вѣры въ будущее воздаяніе этого сѣраго героя! Въ эту минуту его устамін, какъ устами страстотернца-муче- ника, говорилъ Духъ Божій, дабы познали враги крѣпость ютта русскаго солдата и его вѣрность долгу до гроба. Могъ-ли думать этотъ, повидимому, маленькій человѣкъ, что онъ въ послѣднюю минуту земной жіиоди явится среди человѣчества новымъ
*) Сказанное воинамъ запаснаго баталіо на 17 января 1915 г.
‘) Рядовой инсарскаго полка 49-й пѣхотной дивизіи.
великимъ героемъ, имена н дѣла которыхъ всемірная исторія заносятъ на овои «кряжа ля; память о которыхъ живетъ вѣчно -въ народныхъ сердцахъ и геройскій ихъ подвигъ остается незабвеннымъ въ родъ и родъ. Пройдутъ годы, пройдутъ вѣка, іа- нутъ въ вѣчность столѣтія, но имена та- вігхъ героевъ не будутъ забыты потомствомъ. Они будутъ служить путеводною звѣздою, указующею нутъ къ исполненію долга, и высокимъ примѣромъ мужественной смерти на полѣ чести. Они были русскіе солдаты и съ ними былъ Богъ. Безсиленъ кто-лиібо сказать «что ихъ уже нѣтъ». Нѣтъ, они жили н. будутъ вѣчно жить въ памяти великаго Русскаго народа. Хотя прахъ ихъ далеко отъ насъ скрыла сырая земля, но во всѣхъ концахъ земля Русской, сплетаются имъ неувядаемые вѣнки не изъ живыхъ цвѣтовъ, скоро вянущихъ, но изъ неувядаемыхъ и вѣчныхъ похвальныхъ словъ. О нихъ всѣ будутъ говорить, кто какъ умѣетъ. Дѣла нхъ не поблекнутъ до гёхъ поръ, пока свѣтить солнце и луна, а будутъ цвѣсти и ароматомъ своимъ благоухать грядущимъ родамъ и поколѣніямъ. Хотя видимая связь ихъ съ современною ‘ жизнью какъ-бы порывается, но не порвется къ нимъ любовь народная, а какъ неизгладимая сила будетъ двигать сердца къ благородной и славной ихъ памяти. Безсильна и мрачная мшила скрыть ихъ безсмертный духъ, но дѣла ихъ
и. имена, запечатлѣяныя на церковныхъ стѣнахъ, яснѣе словъ будутъ говорить потомству о томъ, что они живы духомъ, ибо «въ память вѣчную будетъ праведникъ», и ихъ геройскій -подвигъ будетъ с.тужить для потомства ліучшей школой воспитанія людей съ геройской душой. Они какъ-бы живые будутъ говорить: «Насъ мог^ враги только убить, а но побѣдить». Много столѣтій прошло послѣ геройской смерти царя Леонида Спартанскаго, но слова, начертанныя на его памятникѣ: «Странникъ,
возвѣсти Опа.ртѣ, что мы легаи здѣсь, повинуясь законамъ своего отечества», какъ брилліанты, сіяютъ и понынѣ. Мы не видѣли великаго Святослава, по знаемъ о немъ по его словамъ къ дружинѣ: «Ужъ намъ некуда дѣваться. Волею или неволею должны сражіаться. Да не посрамимъ земли русской, но ляжемъ костьми, ибо мертвымъ срама нѣтъ. Если побѣжіимъ, то и срам-а наживемъ, да и не убѣжимъ. Стойте-же крѣпко. Я пойду впереди. Если моя голова ляжетъ, то вы промышляйте сами о себѣ». Его безсмертные герои отвѣтили: «Гдѣ твоя голова ляжетъ, тамъ и мы положимъ свон головы». Положилъ зш- вотъ свой на полѣ брани храбрый герой святой благовѣрный князь Мстиславъ, но его предсмертныя слова’ къ своимъ соратникамъ: «Дорогіе мои братья! Если умремъ за христіанъ—очистимся отъ грѣховъ, Богъ причтетъ къ сонму святыхъ мучениковъ, а если не умремч> теперь—умремъ же когда, нибудъ», говорятъ о немъ, какъ о великомъ русскомъ героѣ.
Будьте же бодры и крѣпки духомъ и вы, дорогіе мои братцы, сознавая свое ігцшое и святое дѣло, на которое призваны. Пр* полномъ сознаніи правоты и святости своего дѣла, вы бодро и смѣло пойдете на самую смерть съ твердой надеждой получить жизнь вѣчную за гробомъ. Нашъ Подвито- тголожнИкъ Христосъ попралъ смерть в уготовалъ своимъ послѣдователямъ вѣчную ЖИЗНЬ. і , , ..
Слава русскаго солдата уже вновь про гремѣла во всѣхъ концахъ вселенной. 0я« на дѣлѣ покивали какъ нужно защищать родную землю 2 смѣло -полагать сюомжизнь за Вѣру, Царя Отечество. Наши братья уже многіе сумѣли смѣло помереть на полѣ песта, оставя намъ великій и славный примѣръ. Съ такимъ безтремет- иьшъ я геройскимъ духомъ желаю и вамъ, дорогіе братцы, всталъ на мѣста павшихъ героевъ, а еслм будетъ суждено, то не бояться смерти, а съ честью лечь костьми за священный долгъ. Въ минуту самаго градація пусть одарятъ вашу память слова .великаго русскаго вождя Димитрія Донского: «Сіе мѣсто буди намъ гробъ за имя Христово и за вѣру христіанскую. Впередъ!» Амшнь.
Игуменъ Серафимъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003